Расскажите, каким вы видите музей-мастерскую?
Сергей Сенин: Это может быть место, куда будут приходить поклонники Люси, люди, которым интересно ее творчество, ее мир, ее стиль. Почему мастерская? Я бы не хотел, чтобы была представлена застывшая история легендарной актрисы. В коллекции очень много вещей, которые Люся сделала своими руками. Поэтому в музее будут проходить какие-то мастер-классы. Посетители, те кому это интересно, при помощи специалистов смогут заняться рукоделием - изготовить, например, украшения или сконструировать головной убор.
В советское время актрисы по примеру Скарлетт О'Хара шили потрясающие вечерние наряды из штор. Людмила Марковна тоже так делала?
Сергей Сенин: Далеко не все могли это сделать. А Люся могла. Свое последнее платье она сшила из тюля и до последнего дня расшивала его золотым бисером. Ткани были ее страстью. Очень любила индийские - за их легкость и изящество. В ее гардеробе сохранилось очень много платьев, костюмов, головных уборов и различных аксессуаров. К одежде она относилась очень бережно. Нередко, когда надо было подобрать туалет для съемок в телепередаче, участия в фестивале, выхода в свет, Люся добавляла какую-нибудь деталь к старому платью или костюму, и получался уже совершенно новый наряд.
Людмила Марковна говорила: "Женский организм - это вам не гармонь: потолстею - похудею, потолстею - похудею… Надо держать себя в руках. Я до сих пор помещаюсь в одежды, в которых снималась у Рязанова в "Карнавальной ночи". О такой стойкости мечтает каждая женщина. А ей как удавалось? Не ела ничего вредного?
Сергей Сенин: Если вы думаете, что она питалась исключительно анчоусами, залитыми соком манго, сильно ошибаетесь. У нее было голодное детство, и она любила котлеты и картошку, и булочки, и хлеб с маслом. Позволяла себе многое из так называемой вредной пищи, которая вредит фигуре. Просто ей очень повезло с генами. Люся пошла в отца, который все время держал один и тот же вес. Но, несмотря на гены, соблюдала целый ряд запретов, самых элементарных, например, не обжираться перед сном, не пить воду на ночь и так далее.
Тонкая талия Гурченко была эталоном для всех женщин Советского Союза. Я помню, как пожилая интеллигентная портниха, снимая мерки, вздыхала: "Ну, до Гурченко еще далеко". Правда, тут же успокаивала, что еще ни у кого из ее клиенток талия не достигала 56 сантиметров. У самых худеньких останавливалась на 60.
Подруга Людмилы Марковны по ВГИКу Зинаида Кириенко вспоминала, что "талии Люси завидовали все на курсе, ни у кого такой не было! Чтобы еще больше усилить эффект, Люся всегда под платье надевала широкий жесткий пояс. А вот ограничивать себя в еде Гурченко не приходилось. Меня поражало, как много она ест! Могла за один присест умять сковородку жареной картошки, и ничего! Люся говорила, что сама не понимает, в кого пошла "тонкой костью", ведь мама "в теле". Может, сыграло свою роль военное голодное детство? В общем, талия, тонкая спина, миниатюрность были предметом ее гордости и придавали ей много шарма".
Пока решаются вопросы по созданию музея-мастерской, Сергей Сенин организовал несколько выставок. Они прошли в Москве, Санкт-Петербурге. На днях экспозиция "Мир Людмилы Гурченко" открылась в краеведческом музее Ростова-на-Дону.
На выставке - сценические костюмы, вечерние платья, наряды, в которых актриса выступала в мюзиклах, театральных постановках. Открывает экспозицию ярко-зеленый костюм, в котором Гурченко приехала из Харькова поступать во ВГИК. Побитый молью в некоторых местах, с оторванной пуговицей, но Людмила Марковна его сохранила. Как память. Рядом фотография маленькой Гурченко в скромном платьице, но с непременными кокетливыми бантиками на груди. Бантики шестилетняя Люся соорудила из отцовского галстука, разрезав его на кусочки.
- Помимо платьев, Сергей Сенин отобрал для выставки фотографии из личного семейного архива, украшения, сумочки, перчатки, - рассказывает куратор экспозиции Зинаида Римская. - Почти все аксессуары Людмила Марковна делала сама. Представлена посуда из уранового стекла - вазы, чашечки, парфюмерный набор. Еще студенткой Людмила увидела такую посуду в Эрмитаже, восхитилась ее необычностью - при приглушенном освещении стекло начинает светиться, и с тех пор стала ее собирать.
Но больше всего посетителей выставки, конечно, восхищают наряды. Героинь Гурченко мы помним в основном яркими и экстравагантными, в облике Людмилы Марковны всегда было что-то голливудское. По воспоминаниям художников по костюмам, с которыми она работала в кино и театре, к одежде актриса относилась очень трепетно. В создание костюма непременно вносила свою лепту. Обожала детали - перья, кружева, бархат, банты и бантики. Любила ткани в горошек. И могла так сконструировать наряд, что скромный, трогательный горошек выглядел весьма эффектно. Например, воздушное крепдешиновое платье, а к нему сапожки - и все в горошек!
Любопытно, что при идеальной фигуре Гурченко не позволяла себе открытые платья. Никаких декольте, обнаженных рук. "Я всегда мерзну", - шутила актриса. Зато закрытые наряды позволяли использовать самые разнообразные элементы - манжеты, рюши, красивые пуговицы, аппликации из бархата и атласа, ажурные вставки.
- В экспозиции имеются платья от Диора, Кавалли, Зайцева, Юдашкина. И почти в каждый наряд Людмила Марковна внесла что-то свое, добавив какую-то деталь, - говорит Зинаида Римская. - При формировании экспозиции мы столкнулись с проблемой - не могли найти подходящих манекенов, такой миниатюрной была актриса. Пришлось делать их на заказ.
По словам Сергея Сенина, с предложениями организовать выставку к нему обратились музеи Белгорода, Липецка и даже древнего города Дербента, 2000-летие которого отмечается осенью этого года.
Выставка костюмов Людмилы Гурченко в Ростове-на-Дону