Напомним, что в прошлом году вступили в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, а также появились новые программы подготовки водителей. В соответствии с этими документами ГИБДД снова обязали проводить проверки автошкол на предмет соответствия материально-технической базы программам подготовки водителей. Проще говоря, может ли автошкола вообще готовить водителей. Дело в том, что на фоне вполне нормальных автошкол появился некий мошеннический бизнес. Якобы автошкола заключала договора с кандидатом в водители, брала плату за обучение, но установленных программ не выполняла. Курс теории - 4 лекции по часу. Практика - за дополнительную плату. А уж о количестве необходимых часов и речи не шло. При этом сдача экзаменов организовывалась либо по принципу экстерна, то есть кандидат в водители сам подает документы в ГИБДД и пробует получить права на свой страх и риск, либо этого кандидата цепляли к группам других автошкол (если повезет).
Сразу после принятия этих документов в прессу, а также различные ведомства поступило огромное количество жалоб от автошкол. Главный аргумент - все автошколы умрут, ибо у них нет площадок, нет кадров, нет методик, подготовленных с учетом новых программ.
Дело в том, что все усовершенствование технологий обучения и приема экзаменов было направлено на то, чтобы избавиться от так называемых "левых" автошкол. Имеются в виду те автошколы, которые не учат, а лишь распродают свидетельства об окончании автошколы.
Так вот согласно данным региональных автошкол, количество подобных учебных заведений, не получивших "добро" от ГИБДД, не многим отличается от того количества, которое было зарегистрировано до вступления в силу новых программ.
Согласно статистике Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, из 8 тысяч автошкол заявки подали только 5900. А согласовано заявок - 4200.
Так, согласно данным, озвученным сотрудником ГИБДД Подмосковья Владимиром Баклыковым, из 381 автошколы были получены заявки на проверку 250 автошкол. Итого - минус 131 автошкола. Однако это не факт, что оставшиеся автошколы не подадут на лицензирование или согласование в ближайшее время.
Согласно данным одного из региональных управлений ГИБДД, большинство автошкол осталось на рынке. В том числе и те, которые ранее просто обеспечивали получение свидетельства об окончании автошколы, а теперь свидетельства о получении профессии "водитель".
Представители региональных автошкол заявляют, что количество подобных учебных заведений сохраняется. Для этого используются различные способы. Например, в Челябинской области на одной из площадок, которая числится как автостоянка, базируется десяток автошкол. При этом договоры заключены на коллективное обслуживание. То есть проверить количество учеников и время использования площадки не представляется возможным. Тем более что сейчас не обязательно идти сдавать экзамен в школьном потоке. Можно зарегистрироваться по Интернету через сайт gosuslugi.gov.ru и прийти в назначенное время на экзамен. По данным Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения, количество обратившихся через этот портал выросло с 70 тысяч в 2013 году до 240 тысяч в 2014 году.
Примечательно, что количество выданных водительских удостоверений, несмотря на реформирование и якобы сокращение количества автошкол, выросло за прошлый год на 10 процентов. Примерно на столько же выросло количество экзаменов.
Кроме того, стоит упомянуть, что количество аварий с пострадавшими, которые озвучивает ГИБДД, составило за прошлый год 29,6 тысячи. Это почти 10 процентов от всех учетных ДТП.
Еще один момент - установка тахографов на учебные грузовики и автобусы. Понятно, что при перевозке грузов или пассажиров это вещь необходимая. Не может водитель управлять машиной без отдыха 12 часов кряду. Однако насколько это можно применять к учебным машинам? Ученик за рулем проводит час-полтора от силы. Да он даже чисто физически не может получить карту для тахографа, потому что в законе говорится, что ее может получить только водитель. То есть тот, кто имеет права. Кандидат в водители их не имеет. По словам представителя министерства транспорта, эта проблема будет решена, когда выйдет соответствующий приказ. Однако еще проще поправить 20-ю статью закона о безопасности дорожного движения, в которую стоит внести исключение для учебных машин.
Главная проблема, которую автошколы озвучили - это скорейшее принятие приказа МВД о взаимодействии автошкол и экзаменационных подразделений. Ведь непонятно, на каких автомобилях и на каких площадках кандидаты в водители будут сдавать экзамены.
Также пока нет ясности, как вообще будет приниматься экзамен. Напомним, что сейчас на общественном обсуждении находится административный регламент по этой процедуре. К нему огромное количество вопросов. Например, новые упражнения для приема экзамена, которые выполняются на площадке. Для того, чтобы утрясти все вопросы и откорректировать столь важный документ, он и вывешен на сайте regulation.gov.ru. Однако по словам представителя Главного управления ОБДД за полмесяца, которые он там висит. поступило только пять предложений.