08.04.2015 10:45

Без него нет ни морали, ни культуры

В Ставрополе на базе Северо-Кавказского федерального университета прошел Форум русского языка и литературы, объединивший более четырехсот участников со всей России - ректоров и преподавателей вузов, учителей городских и сельских школ, представителей профильных министерств и ведомств. Такой масштабный съезд педагогов Северный Кавказ принимал впервые. Организаторами форума выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Российский Союз ректоров и Северо-Кавказский федеральный университет.
Читать на сайте RG.RU
Форум русского языка и литературы в Ставрополе

Перед началом Форума в СКФУ прошло выездное заседание совета Российского Союза ректоров. Созданная в 1992 году общероссийская общественная организация на сегодняшний день насчитывает более 700 участников. Главной темой очередного заседания Совета стало совершенствование преподавания русского языка как приоритет российского образования. Руководители ведущих вузов со всей России под председательством ректора МГУ им. М. В. Ломоносова Виктора Садовничего обсудили актуальные проблемы в преподавании русского языка, рассмотрели задачи по развитию массового студенческого спорта, ключевые моменты в воспитании гражданина и патриота России в системе высшего образования СКФО, после чего включились в работу Форума русского языка и литературы.

Место проведения форума было выбрано неслучайно: СКФУ обладает огромным опытом в изучении и преподавании русского языка. Подготовка филологов является одним из важнейших направлений вуза. Выпускает специалистов этого профиля кафедра русского языка, которая в прошлом году отметила свое восьмидесятилетие. Большое внимание уделяется здесь и науке: при кафедре сложилась научная школа, которая пользуется авторитетом не только в России, но и за рубежом. Возглавляет университет Заслуженный учитель РФ, член Совета по русскому языку при Президенте РФ Алина Левитская. По ее распоряжению вуз ввел в качестве обязательной для всех выпускников компетенцию в области культуры русской речи как фактор формирования российской гражданской и цивилизационной идентичности. В СКФУ не только будущие филологи, журналисты хорошо владеют великим и могучим, но и представители технических специальностей. Их обучение взяла на себя новая кафедра культуры русской речи. Такая языковая подготовка для вуза и региона в целом особенно актуальна, ведь в СКФУ учатся студенты из  45 регионов России, представляющие более 80 национальностей. Поэтому Северо-Кавказский федеральный университет по праву можно назвать центром сохранения и изучения русского языка на Северном Кавказе и одним из крупнейших центров в России.

Россия не может быть единым государством без русского языка: его миссию трудно переоценить, ведь он играл и играет главную роль в объединении народов, сошлись во мнении участники Форума. Поэтому в центре внимания лучших филологов страны оказались проблемы совершенствования преподавания русского языка и литературы в школе и вузе. Темами для обсуждения стали защита и поддержка языка в контексте государственной культурной политики, профессиональная подготовка педагога-словесника для школ и вузов страны, необходимость постоянного повышения квалификации учителей и совершенствование качества школьного образования. Только так можно противостоять снижению речевой культуры населения под влиянием СМИ и интернета, вернуть интерес к чтению у молодежи и повысить неутешительные результаты ЕГЭ по русскому языку, отмечали выступающие. И именно педагогическому сообществу принадлежит важная роль в повышении языковой культуры.

- Мы с вами должны принять решительные меры по изменению этой ситуации. Наша с вами роль, роль образовательных учреждений, в этой ответственнейшей и важнейшей деятельности должна быть особая. Потому что ни один другой институт общества не обладает такими возможностями, как мы, - отметила ректор СКФУ Алина Левитская.

Проблемы совершенствования преподавания русского языка и литературы, а также пути их решения участники форума обсудили в рамках работы двух секций. Одна из них была посвящена реализации региональных программ по повышению качества преподавания русского языка, инструментам повышения качества образования в условиях поликультурной и полиязыковой среды. Затронули эксперты и вопрос совершенствования подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также обеспечению объективности экзамена. Такая проверка знаний дает возможность проанализировать результаты по каждой школе, региону и оказывать адресную помощь, отмечали выступающие.

Темой второй секции стали проблемы совершенствования преподавания русского языка и литературы в школе и вузе и пути их решения на примере Северо-Кавказского федерального округа. Участники говорили о повышении престижа филологического образования, современных технологиях, позволяющих заинтересовать школьников и студентов, о привлечении молодёжи к научной работе и о проблемах билингвизма школьников в республиках РФ.

Итоги Форума русского языка и литературы подвели на пленарном заседании, почетными гостями которого стали министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, полпред президента России в СКФО Сергей Меликов, замминистра образования и науки РФ Александр Климов, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов,  советник Президента по культуре и искусству Владимир Толстой, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, академик РАН, президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров и главы республик Северного Кавказа. Все они отметили важную роль русского языка для страны, а также стоящие сегодня задачи по повышению языковой культуры населения.

Так, министр по делам Северного Кавказа  Лев Кузнецов подчеркнул, что русский язык является основой формирования общероссийской гражданской идентичности, без него и литературы невозможно говорить о развитии страны. Полномочный представитель Президента РФ в СКФО Сергей Меликов, в свою очередь, назвал русский язык показателем не только общественной стабильности и безопасности, но и условием выживания России в современном мире.  

По мнению участников форума, русский язык не должен восприниматься как просто один из предметов, эта область должна быть базовой и универсальной для всего образования. Поэтому у детей необходимо формировать понимание необходимости знания русского языка и литературы как обязательного условия жизненного успеха, как источник самоуважения и уважения окружающих, как развитие интеллекта, необходимого для освоения всех наук и всех отраслей знаний. Что касается высшей школы, то здесь необходимо пересмотреть пути оптимизации филологического образования, при подготовке будущих педагогов обеспечить максимально высокий уровень владения ими языком, восстановить и, если понадобится, разработать методику преподавания русского языка и литературы в национальных школах, а также восстановить преподавание русского языка как иностранного.

По итогам работы пленарного заседания и секций форума была вынесена резолюция. Лучшие филологи страны сформулировали свои предложения, нацеленные на повышение языковой культуры в стране. Среди них - организовать в вузах РФ общевузовские кафедры русского языка в целях повышения культуры русскоязычной устной и письменной речи у выпускников всех направлений подготовки и специальностей, создать советы при главах субъектов СКФО по проблемам современного русского языка, особенно в школах с родным (нерусским) языком. Часть рекомендаций касалась и единого государственного экзамена. Участники форума предложили ввести в практику публикацию в широком доступе подробных аналитических отчетов по результатам единого государственного экзамена и основного государственного экзамена, а также совершенствовать ресурс Открытого банка заданий ЕГЭ и ОГЭ, разработать систему мер по контролю качества пособий, издаваемых для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Органам исполнительной власти субъектов СКФО, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендовали обеспечить проведение пробных экзаменов в ходе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку не реже двух раз в год (сентябрь и декабрь), уделять внимание деятельности по выявлению слабоуспевающих обучающихся по русскому языку и оказанию им методической помощи в обучении.

После утверждения резолюция Форума будет представлена Совету по русскому языку при президенте РФ.

 

На правах рекламы