Давая оценку ситуации в экономике, академик заметил, что не надо искать влияние внешних причин кризиса. По его мнению, 60 долларов за баррель нефти - не так мало. А санкции оказались эффективными только из-за недостатков нашей экономики. "Во многом, - пояснил Примаков, - это результат "ошибок" шоковой терапии начала 90-х годов. И показала жизнь - структурные ошибки". Их четыре.
Во-первых, необоснованно высокая зависимость от внешних рынков. Россия экспортирует свыше 40 процентов сырой нефти, а если считать с нефтепродуктами, то свыше 70 процентов.
"Важнейшие социально значимые товары мы закупаем. Доля закупаемого за рубежом оборудования и технологий в металлургии - 75 процентов, ТЭКе и лесопромышленном комплексе - 70, - делает акцент академик. - Сельское хозяйство почти полностью зависит от импортных поставок семян, пестицидов, средств ветеринарии, оборудования для птицефабрик и животноводческих комплексов и прочего. Легкая промышленность зависит не только от импорта оборудования, но и сырья". Более 70 процентов лекарств, 40 процентов продовольствия, большая часть промышленных потребительских товаров закупается за рубежом". И большинство этих товаров производится не только в развитых, но практически в любой среднеразвитой стране.
Во-вторых, проявляется необустроенность большей части территории, в том числе многих регионов Центральной России, что препятствует развитию в глубинке производства и переработки сельхозпродуктов, местной промышленности, создаёт скрытую безработицу в регионах. "Это одна из причин утечки капиталов", - анализирует Примаков.
И предлагает: необходимо больше денег дать малому бизнесу, включая фермеров и переработку сельскохозяйственных продуктов, через региональные программы. Естественно, такой механизм должен быть продуман. Причем мониторинг ситуации, считает Примаков, "должен быть доведен до района, муниципалитета. Эта мера стала бы инструментом оптимальной децентрализации экономики не только в плане принятия решений, но и с точки зрения территориальной децентрализации. Такая децентрализация - в русле общемировой практики".
В-третьих, наша банковская система, напоминает Примаков, начиная с 90-х годов, работала преимущественно не на внутренних сбережениях, а на привлечении кажущихся дешевыми ресурсов из-за рубежа. Особенно это относится к крупным банкам. В каждый кризис выяснялось, что эти внешние ресурсы не такие и дешевые. Банки требовали и сейчас требуют огромной поддержки за счёт казны.
В-четвертых, это кадровый депрофессионализм. Понятно, здесь много причин. Одна из них - неэффективная приватизация, продолжает академик. Другая - низкая зарплата в обрабатывающих отраслях и сельском хозяйстве, третья - чрезмерный чиновничий аппарат, раздутые высокооплачиваемые штаты госмонополий.
Путь к преодолению всего этого: снижение неэффективных государственных расходов, улучшение условий и стабильные правила игры для российского бизнеса, продуманная политика импортозамещения, учитывающая долговременные интересы страны, экономическая децентрализация, борьба с безработицей, облегчение доступа для иностранных инвестиций в сектора экономики, не попавшие под санкции.
Говорил Примаков и о качестве дискуссий. По его мнению, можно констатировать, что усилилось идеологическое противостояние "либералов" и "антилибералов". Причем у некоторых "антилибералов" идеологический подход даже более выражен. "В результате многие оценки ситуации и предложения часто основываются не на профессиональном подходе и даже не на здравом смысле". Это касается, например, критики ЦБ, которая на взгляд академика, носит идеологический характер. Так, некоторые предлагают снизить ключевую ставку до 6-8 процентов при инфляции в 15 процентов. "Но в рыночной экономике ставка по кредитам бизнесу (как и по депозитам населения) не должна быть ниже инфляции", - напоминает Примаков.
Оптимальный выбор путей и способов финансово-экономической стабилизации возможен лишь при трех условиях, уверен Евгений Примаков. Это системный, неидеологический подход. Устранение лоббизма крупных госкомпаний. И ужесточение антикоррупционных мер.
Как потратить триллион
Необходимо освободить от финансовой нагрузки российских производителей продовольствия при сбыте и реализации их товаров в торговые сети.
Сейчас они платят торговцам 10 процентов премии с оборота.
Смелее надо форсировать из Фонда национального благосостояния начало инфраструктурных проектов в российской "глубинке" - скоростных дорог, железнодорожных магистралей, нового "Шелкового пути".
Следует также использовать благоприятный момент с курсом рубля и "девальвационный" зонтик для кредитования реального сектора экономики, проводить более мягкую денежную политику.
Эти предложения высказали в ходе дискуссии о путях экономической и финансовой стабильности России участники "Меркурий-клуба", главное направление которой задал его основатель Евгений Примаков.
По мнению экс-замминистра экономического развития, ныне зампредседателя Внешэкономбанка Андрея Клепача, чтобы не допустить стагнации экономики, а такая угроза в 2015 году реальна, и не потерять следующие два года для экономического роста, уже сейчас не обойтись без смягчения денежной политики. И в первую очередь для притока дешевых кредитов в реальный сектор.
Задумался Клепач и о переосмыслении модели социально-экономического развития. По его мнению, проблема суверенитета заставляет сегодня пересмотреть многие вопросы, связанные с госрегулированием и управлением как на уровне государства, так и корпораций. В 2015 году этот влиятельный экономист спрогнозировал падение роста российской экономики на 3 - 4,7 процента. При этом призвал не потерять следующие годы. "Колоссальные возможности" на сумму одного триллиона рублей он видит в снижении бюджетных издержек и накладных расходов, которые зашкаливают. В качестве примера привел вертикально интегрированные компании.
При этом Клепачу понравилась идея одного из участников дискуссии о создании в стране так называемой многоканальной системы кредитов под низкие проценты вплоть до нуля и под контролем государства. Например, предприятия оборонного сектора кредитовать по ставке 0,5 процента годовых. И особое внимание уделять ипотечному кредитованию и проектам по импортозамещению по предельно низким ставкам.
Андрей Клепач также считает, что вытянуть в рост экономику и привлечь частные инвестиции помогут средства ФНБ. Не менее триллиона рублей, по словам Клепача, вполне можно вложить в аграрные проекты - продовольственная безопасность превыше всего. А также в развитие электронной компонентной базы - без нее не летают космические спутники. В производство инновационной медицинской техники для реабилитации больных после инсультов, детей с церебральным параличом. Все это востребованные и жизненно необходимые для населения страны инновационные проекты, которые надо запускать, не дожидаясь лучших времен.
Коллегу поддержали другие выступающие. Риски инфляции при смягчении денежно-кредитной политики, конечно, есть, но до фетиша по укреплению рубля доходить тоже нельзя. Прозвучало предложение подумать над программами "опережающей денежно-инвестиционной эмиссии". Это когда деньги прямо с печатного станка направляются на инвестиционные проекты, минуя потребительский рынок, чтобы не разгонять инфляцию. Кроме того, государство может помогать бизнесу компенсировать инвестиции в высокотехнологические отрасли. Поддерживать такую политику помогут низкие тарифы.
Говорили и о реальных путях импортозамещения, и о способах финансирования таких проектов. Депутат Госдумы, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева считает, что начинать нужно только в отраслях с высокой локализацией. Локомотивом в России может стать судостроение, энергомашиностроение, станкостроение.
Но никак, по ее мнению, не автомобилестроение, которое уже много лет остается на "отверточной сборке" и зависит от иностранных запчастей. Очень важен "индивидуальный" подход к каждой конкретной отрасли. Для предприятий легкой промышленности - сезонные кредиты, для машиностроителей - субсидии.
Что касается средств Фонда национального благосостояния, то, как считает Дмитриева, эти деньги необходимо "безусловно инвестировать". Другое дело как? "Только через бюджетные, подконтрольные процедуры, а не через неработающие с реальными предприятиями банки", - раскритиковала Дмитриева систему господдержки банков через механизм их докапитализации.
Результаты дискуссии будут изложены в записке для руководства страны, сообщил в заключение Евгений Примаков.