На двух-трех небольших фестивалях картина засветилась. На "Московской премьере" получила приз за лучший дебют. Облом, считает Оксана Карас, случился, когда фильм не взяли на "Кинотавр" - главный отечественный фестиваль в Сочи.
- Возможно, это результат неопытности: дебютант не только я, но и наши продюсеры - мы все делали впервые. Мы принесли диск, оставили его в приемной и стали ждать результатов. И только на пресс-конференции узнали, что фильма в программе нет. Потом продюсеры проделали большую работу в поисках компании-дистрибьютора, которая могла бы прокатать картину в кинотеатрах. Обошли всех, но убедить не смогли. Наверное, потому, что сейчас заработать можно только на американских фильмах, а российское кино прокатчикам неинтересно. Если бы у нас была система, как во Франции, где законодательно определено, что 40% кинорепертуара должны составлять отечественные фильмы - возможно, у нашего кино появился бы шанс. Я люблю смотреть российское кино, мне интересно, что снимают мои коллеги, мои ровесники. Мне очень не хватает на экране историй про людей, которые живут в этой стране. И я пользуюсь любой возможностью такое кино увидеть. Наверно, я специфический зритель, но не единственный в своем роде.
Идею показать еще почти никем не виденный фильм на онлайн-фестивале Оксана принимает с энтузиазмом:
- Я за любую возможность показать картину людям. Кино нельзя снимать "в стол". Интернет - прекрасная площадка. Конечно, мне бы хотелось, чтобы люди смотрели кино в кинотеатрах, где большой экран, прекрасный звук, и где ты все полтора часа сосредоточен только на фильме, не отвлекаясь на бытовуху. Зато в интернете фильмы смотрят те, кто хочет увидеть именно эту картину. И я бесконечно благодарна фестивалю "Дубль дв@". Он делает великое дело, давая возможность фильмам дойти до зрителей.
История появления "Репетиций" на фестивале отдает мистикой: "звезды сошлись". Оказавшись в командировке в Екатеринбурге, я пошел на премьеру Свердловской музкомедии - как говорили, необычную. Это был танцевально-вокально-пластический спектакль "Анри" по мотивам судьбы и образов Тулуз-Лотрека. Он не похож ни на оперетту, ни на мюзикл, ни на балет - режиссер Лариса Александрова поставила его в своем, уникальном жанре. С первых тактов сразила музыка - тоже весьма необычная, свободно перетекающая от современных звучаний во французский шансон, в танго-апаш, в классический хорал. Сразу после спектакля я стал искать в интернете сведения о композиторе Марине Собяниной. Оказалось, у нее есть и фильмография: "Репетиции" - картина, о которой я и не слышал. Заинтересовавшись, раздобыл загадочный фильм, посмотрел и понял, что именно его не хватает фестивалю. С этой истории и начался наш разговор с режиссером Оксаной Карас.
Композитор Марина Собянина, сама того не зная, привела фестиваль "Дубль дв@" к вашей картине. Расскажите о ней.
Оксана Карас: Марине 28 лет, она сейчас живет и учится в Швейцарии. Она лидер группы Jazzator. Марина безумно талантливый композитор и очень красивый светлый человек. Она, конечно, больше любит джазовую музыку, но пишет самую разную, экспериментальную. В России ее мало исполняют, на западе - больше, Марина, безусловно, композитор европейского масштаба. Но она приезжает в Россию, делает музыку для спектаклей. С Мариной меня познакомил художник-постановщик Дмитрий Разумов. Он был художником в моем фильме "Репетиции" и в спектакле, который вам так понравился - "Анри". Музыку к нашему фильму Марина писала за очень скромный гонорар. Зато мы порадовались, когда именно эта музыка победила на одном из европейских фестивалей саундтреков.
Сегодня премьера картины. Как вы понимаете ее тему?
Оксана Карас: Современные отношения в современном городе. История о любви и о человеческом малодушии. О том, что судьба - это то, что происходит с нами, когда мы не можем принять решение самостоятельно. И эта тема универсальна. Да, героям 30 лет, они молоды и талантливы, живут в большом, шумном, изматывающем мегаполисе, и профессии их связаны с творчеством. Но то, что происходит с ними, свойственно любому человеку в любые времена и в любом возрасте: трусить, врать самому себе, откладывать принятие самых важных решений на потом. Конечно, это приговор и мне самой, как человеку, который не умеет жить здесь и сейчас, и жизнь принимает как бы за ее репетицию, думая, что настоящая премьера случится когда-то потом, завтра. Вот это "как бы" - проклятие нашего времени.
Сценарий ваш?
Оксана Карас: В целом - да. Но я сценарист начинающий и запуталась в финалах. И обратилась за помощью к молодому драматургу Керен Климовски. Она тоже, как Марина Собянина, космополит, "человек мира": училась в Америке, жила в Израиле, сейчас - в Швеции, говорит и пишет на восьми языках. На тот момент мы с ней виделись один раз, причем общались всего час, но я сразу поняла, что она именно та, кто мне нужен. Керен была занята диссертацией, ей было некогда, но я вынула из нее всю душу, и она почему-то согласилась. Для меня это был некий "знак" - если Керен согласится, то у меня все получится - найду деньги на съемки, уговорю актеров... Она стала для меня тем самым "правильным человеком" и вдохновителем. И очень помогла "докрутить" все линии. Хотя большая часть работы над сценарием выпала мне, без Керен ничего бы не получилось, это точно. Так что мы с ней - соавторы, и обязательно еще будем работать вместе.
Как вы нашли исполнительницу главной женской роли?
Оксана Карас: Сашу Виноградову? Она была в числе лучших учениц мастерской Марка Захарова, и он ее пригласил работать в Ленкоме. Саша снималась во всех моих предыдущих короткометражках, когда я еще училась во ВГИКе. У нее огромный потенциал характерной, даже гротескной актрисы. В театре она была занята мало и ушла из него, хотя Марк Анатольевич к ней относился очень хорошо. Я с самого начала знала, что главную роль в фильме будет играть Саша: у нее интеллектуальный тип красоты, она высокая, астеничная. Мне было важно, чтобы в героине был какой-то надлом, нервность, юмор и сексуальность. Все это в Саше есть.
Очень интересным актером стал Никита Ефремов - уже третье поколение знаменитой актерской династии. Как складывалась работа с ним?
Оксана Карас: С Никитой работать - счастье. Мы с ним на одной волне. Он очень умный артист. Легкий, ироничный, но при этом в нем такая глубина - бездна. Он очень много своего притащил в этот фильм. Хотя для меня изначально был большой вопрос, согласится ли Ефремов. Первая встреча была примерно такой: "Никита, привет, вот сценарий, денег нет, продюсеров нет, первые сцены будем снимать у меня дома, но все будет, я все найду, ты мне веришь?!". Он ответил: "ОК, не вопрос".
И я бесконечно признательна каждому артисту. Начиная с Никиты Ефремова, у которого было двадцать смен, и заканчивая Еленой Кореневой, блестяще сыгравшей несколько эпизодов, никто не сказал: "Бесплатно сниматься не буду!". Нет ни одного компромисса в кастинге: все, кого я хотела - согласились. Потом мы нашли немного денег и какие-то символические гонорары смогли заплатить. То есть этот фильм сделан по любви. Министерство культуры нас не поддержало, и продюсеры вложили свои кровные деньги. Я показала тизер, они почувствовали атмосферу картины, музыку, интонацию - и поверили в проект. Но, конечно, это была авантюра. У меня была маниакальная идея, что мы снимем! Что деньги - в моей конструкции компонент важный, но не решающий. Конечно, обидно, что не получилось затраченные средства полностью вернуть, но у каждого фильма своя судьба, и может быть, не сразу, но она состоится.
Что вы предполагаете делать дальше?
Оксана Карас: В апреле начинаем съемки короткого метра. И я постоянно снимаю документальные фильмы - чтобы жить. А до "Репетиций" я снимала сериалы. Еще студенткой сняла "Братья детективы" - иронический детектив, это было для меня очень хорошей практикой. Снимала адаптацию американского сериала Gossip Girl - "Сплетница". Я не отказываюсь ни от чего: это моя профессия, и если долго нет работы, начинаю грустить. Не могу снимать "с холодным носом" и делить кино на низкие и высокие жанры. Хочу все, что делаю, делать хорошо, из каждого проекта выжимать максимум.
Кого вы считаете своими учителями в кино?
Оксана Карас: Валерия Яковлевича Лонского - мне повезло с мастером. А из столпов кинематографа - Бертолуччи, Трюффо, из ныне работающих люблю Финчера, обязательно бегу на каждую новинку братьев Коэн, Андерсона. Люблю фильмы с сумасшедшинкой, со странностью, с юмором. Люблю европейское кино: оно умеет простым человеческим языком рассказать историю, которая могла бы произойти здесь, за углом, - то, что делают братья Дарденн, например. Человек с его страстями, внутренними демонами, с его болью и отношениями с миром - для меня самое интересное.