И чем больше проходит времени, тем больше шансов для фильма остаться в еще большем отрезке времени. Это очень важно, потому что произведения кинематографа, в отличие от изобразительного искусства, обычно живут лет 10-15. Если речь идет о 35 годах - это уже близко к великому искусству. А фильмы Владимира Меньшова по-прежнему востребованы.
Меньшов в своем ответном слове предложил еще одну важную культурологическую истину, и я с ней тоже согласен: его фильм "Москва слезам не верит" со временем воспринимается как документальный срез отображенных в нем лет. Это новое явление - постдок, гигантское расширение документального искусства. Уверен, что и президент Рейган, и администрация президента США, и Госдеп смотрели фильм Меньшова, как настоящий постдок, - на 30-35 лет забегая вперед.
Теперь о фестивале "Дубль дв@". Перед нами, в сущности, новая культурная институция. Ведь хотим мы того или не хотим, но фестивальное движение заходит в тупик. Я имею в виду традиционные кинофестивали. Их в мире сейчас примерно 800. В одной только России функционируют около 90 киносмотров. Фестивали были созданы перед Второй мировой войной - чтобы как-то ответить коммерческому кино. Но коммерческое кино осталось живо и до сих пор "поедает" все вокруг. И прежде всего голливудское коммерческое кино - оно дает две трети всего мирового дохода от фильмов. Кинотеатры, особенно российские, как здесь об этом говорили, качественное кино игнорируют, особенно не жалуют дебюты. То есть не показывают как раз то кино, которое остается в истории, - им это невыгодно.
Возникли гигантские корпорации, особенно после двух цифровых революций, фактически перевернувших всю киноиндустрию. И эти корпорации кино авторское, или кино экспериментальное - то, которое останется во времени, - показывать уже не будут. Наше телевидение российское кино до часу ночи не показывает. Традиционные фестивали заходят в тупик. Остаются фестивали в интернете - как ответ на несусветные деньги, которые тратит мировой кинематограф на дистрибуцию фильмов - их рекламу, их продвижение. Вы знаете, что сегодня суммы, которые тратятся на производство, и суммы, отведенные на продвижение картин, почти сравнялись? Это многие миллионы, в России у продюсеров нет таких денег. А это значит, что в кинотеатрах, на телевидении, даже на большинстве фестивалей такие фильмы показываться не будут.
Остается "Дубль дв@". И это спасение. Это очень важная культурная институция, потому что фильмы смотрят только тогда, когда вокруг них возникает история, сюжет. Вы могли видеть на примере фильма "Левиафан", как это делается, - благодаря блестящей, я думаю, после фильма "Покаяние" самой выдающейся, программе продвижения фильма. В результате его посмотрело примерно в 50, в 70 раз больше зрителей, чем если бы его продвигали в традиционных технологиях.
За интернет-фестивалями будущее. Если их мощно пиарить, если о них рассказывать. Это та технология, в которую мы только входим, но с которой теперь будем жить всегда. Поэтому большая благодарность фестивалю "Дубль дв@": это фестиваль-пионер. Вслед за ним будет появляться много других интернет-фестивалей, возникнут новые замечательные технологии и авторы. И продюсеры, наконец, начнут обращать на них внимание. Потому что такие фестивали делают главное - они помогают авторам найти свою публику. За что и нужно поблагодарить команду "Российской газеты", которая придумала "Дубль дв@".