08.04.2015 17:10
Культура

В "Царицыно" открылась выставка о реконструкции Большого дворца

Текст:  Андрей Васянин Михаил Синицын
"Воспоминание о Великой руине" - так называется новый раздел царицынской экспозиции. И это не просто выставка в залах Большого дворца, посвященная истории его разрушения и реконструкции. Это нечто среднее между музейной экспозицией и арт-площадкой: исторические свидетельства поддержаны тут художественным замыслом.
Читать на сайте RG.RU
Выставка "Воспоминание о Великой руине"

В истории существования одного из самых величественных проектов русской архитектуры было много крутых поворотов. Любимец Екатерины Василий Баженов строил в конце XVIII века художественный ансамбль, в котором сочетались бы готика и московское барокко. Уже почти готовый дворец был отвергнут Екатериной и передан другому гению - Матвею Казакову. Тот подвел сооружение под крышу, но царица умерла, и стройка замерла на 200 с лишним лет. Цари и генсеки хотели переделать дворец под казарму, устраивали на прилегающих полянах гуляния и фейерверки, пытались вселить сюда и завод шампанских вин, и дома отдыха…

Тайны музеев России раскроют в Twitter

Со временем с дворца сняли крышу, стены его поросли березками, полы с перекрытиями сгнили, и он превратился в памятник, а точнее - в руины, облюбованные скалолазами и художниками. Ровно до тех пор, пока в начале нашего века не последовала его реставрация.

- Помню, входишь в эти стены, поднимаешь голову и ахаешь: готические зубцы - и между ними небо! - вспоминает заместитель гендиректора музея Царицыно Ольга Докучаева, куратор проекта "Воспоминания о Великой руине".

Эрмитаж и Исторический музей отметят выставками юбилей Михаила Шолохова

Зритель тоже мысленно ахает, попадая из зала с макетом Большого дворца образца 2004 года (детализированным до листиков на "растущих" по стенам дворца березах) словно бы за эти стены. Только что ты всматривался в двухвековой давности пейзажи с каретами, изучал детали на "Видах дворца со стороны сада в 17 верстах от Москвы", поражался сходству снимков, сделанных с царицынских башен 50 и 150 лет назад (и там, и тут - кони, мальчишки, играющие в траве, влюбленные парочки)… И вот соседний зал: сырая полутьма, под ногами - обломки белого камня, на стенах - надписи, сообщающие о том, что здесь в 1886-м бродили и царапали камень некие "Г.Е." и "Г.Д.". Ты в одном из служебных помещений дворца, идешь вдоль кирпичной стены двухвековой давности, обходя каменные основания некогда возвышавшихся тут печей и внутренних перегородок в метр толщиной. Вдруг между тобой и выставленным фрагментом декора возникает решетка, вроде тех, которыми были забраны стрельчатые окна и дверные проемы Большого Дворца в конце 80-х, после того, как оттуда убрали помойку, выгнали бомжей, со стен сняли скалолазов, и начали менять осыпавшийся кирпич на новый. Вот и видео былых времен: то самое небо меж зубцов, таинственные тени за углом и дождь, поливающий расщепленный временем кирпич...

Москвичи, годы прожившие рядом с руиной, откуда тогда еще не выветрился дух великого искусства, приходя в зал, ностальгически вздыхают под тихую психоделическую музыку.

Споры вокруг восстановленного в 2007-м Большого дворца не утихают. Многое тогда было додумано за Баженова и Казакова: вместо черных "некрасивых" казаковских кровель, тут сейчас зеленые, узорчатые, "красивые" (рядом два фото, можно сравнить), тронный зал, вместо третьего этажа, теперь на первом, и в нем вдруг возникла статуя Екатерины. А специалистам и вовсе не по душе чрезмерная парадность интерьеров. Но, по мнению Ольги Докучаевой, отвечающей в Музее за научную работу, популярная идея законсервировать, не достраивая, "романтическую Руину" технически тогда была невозможна. Да и сегодня накрыть огромное здание саркофагом, вписав внутрь музейную инфраструктуру, никому в мире пока не удалось.

Так что сегодня на месте Великой руины - Большой дворец. Но отныне в "Царицыно" вам помогут вспомнить то, что здесь было прежде.

Музеи и памятники Москва Столица