08.04.2015 21:00
Экономика

Алексей Клявин: Российские реки становятся непригодными для судоходства

Почему российские реки становятся непригодными для судоходства
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №74 (6645)
Российские реки мелеют. Катастрофически. Из-за этого водный транспорт теряет миллиарды рублей, закрываются круизные маршруты и повышаются цены на билеты.
Читать на сайте RG.RU

Эксперты прогнозируют: не изменится ситуация - через пятнадцать лет будут нам все реки по колено. В прямом смысле.

РГ + Россия 24: Права на катера и лодки будут давать по новым правилам

Проблема малой воды может стать темой заседания президиума Госсовета. Сейчас Волга в некоторых местах глубиной всего два метра, отметил вчера помощник президента Игорь Левитин.

Так что надо сделать, чтобы переломить эту сухопутную тенденцию? Об этом наш корреспондент беседует с президентом Российской палаты судоходства Алексеем Клявиным.

Алексей Юрьевич, получается, пора открывать колледжи по подготовке бурлаков для Волги? Шучу, конечно, но все же...

Алексей Клявин: Да, ситуация очень тревожная. Есть такой показатель: средневзвешенная гарантированная глубина. Так вот за последние 23 года она уменьшилась более чем на полметра. И составляет сегодня всего 1,75 метра. Это значит, не все суда и не везде смогут пройти необходимый маршрут.

К состоянию внутренних водных путей добавляется и состояние судоходных гидротехнических сооружений, с которыми тоже есть проблема. Остаются инфраструктурные ограничения на Единой глубоководной системе европейской части (ЕГС) России в районе Городецкого гидроузла на реке Волга, Нижне-Свирского гидроузла на реке Свирь, станицы Багаевской на реке Дон. Практически всю прошлую навигацию были ограничения по осадке судов в Московском, Волжском и Ленском бассейнах внутренних водных путей.

А где особо тяжелая ситуация:

Алексей Клявин: На средней Волге в районе Городца. Великая русская река оказалась практически разрезана.

РГ + Россия 24: Установлен максимальный срок проверки шлюзов и каналов

Совокупные финансовые потери судоходных компаний - членов нашей палаты составили около 3 миллиардов рублей. Простои увеличились на 30 - 50 процентов, удлинился рейсооборот. А в целом перевозки грузов внутренним водным транспортом за 2014 год сократились на 9,3% (на 7 миллиардов тонно-километров).

Как бы эти цифры соотнести, например, с автотранспортом?

Алексей Клявин: Давайте считать. Средняя дальность перевозки внутренним водным транспортом составляет примерно 600 км. Чтобы сделать работу в 7 миллиардов тонно-километров, надо сделать 600 тысяч рейсов грузовиков 20-тонников. Если выстроить их в колонну, то она займет 12 тысяч километров.

Впечатляюще! А как дела с перевозкой пассажиров?

Алексей Клявин: Да тоже не так, как хотелось бы! Традиционно 40 процентов пассажиров перевозилось в Волжском и Московском бассейнах, наиболее пострадавших из-за мелководья.

Расписания круизных судов уже есть? Путевки покупают?

Алексей Клявин: Сейчас глубина продаж путевок на круизы по российским рекам - сентябрь-октябрь. По въездному туризму эксперты отмечают 30 процентов падения, идет переориентация на внутренний рынок.

Ярославские речники ощутили нехватку воды в Волге

Российский круизный пассажир моложе иностранного, зачастую путешествует семьей, с детьми разного возраста. Судоходные компании меняют программы как на борту, так и на берегу, улучшают оснащение детских игровых комнат, добавляют тренажеры, вместо гидов-переводчиков приглашают на работу аниматоров и косметологов.

Стоимость путевок снизится?

Алексей Клявин: Она физически не может снизиться хотя бы потому, что растет стоимость топлива. За месяц выросла на 20 - 30 процентов.

Розничный топливный рынок "стоит", оптовый уверенно растет. "Береговая" составляющая тоже "подрастает", расходы у всех увеличиваются: и у автотранспортных предприятий (на экскурсии же возим на автобусах), и у музеев.

А что будет с грузами? Дороги заполонят грузовики с песком, щебнем, зерном и бензином?

Алексей Клявин: Есть возможность проводить частичную разгрузку судна, чтобы проходить мелководные участки. Это дополнительные издержки, но позволяет не останавливать флот.

В прошлом году мы с Росморречфлотом работали оперативно, часть грузопотока переориентировалась с Волги на Дон. Но в этом году, к сожалению, по прогнозам и там будет маловодно.

Все-таки получается, скоро по рекам суда не смогут ходить?

Алексей Клявин: Хотелось бы все же быть оптимистом. Не все так мрачно! Предпринимаются серьезные усилия, чтобы этого не допустить. Уже выделены средства, идут работы, например, по строительству второй камеры шлюза Нижне-Свирского гидроузла.

У вас есть план, что надо сделать в первую очередь?

Алексей Клявин: Конечно! Судоходное сообщество предлагает конкретные меры, способные, по нашему мнению, переломить ситуацию.

Первое. Надо довести текущее содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений до 100 процентов по утвержденным финансовым нормативам до окончания текущего бюджетного периода.

Второе. Провести корректировку параметров подпрограммы "Внутренний водный транспорт", увеличив объем финансирования для устранения инфраструктурных ограничений.

Третье. Стимулирование вывода из эксплуатации морально и технически устаревшего флота (средний возраст пассажирских и грузо-пассажирских судов составляет 34 года). Например, ввести механизм судового утилизационного гранта, обеспечить доступ к долгосрочным (10 - 15 лет) кредитам по 4 - 5 процентов в валюте и 8 - 10 процентов в рублях.

Полагаем, необходимо все эти меры обязательно рассмотреть на предмет включения их в антикризисный план.

Водный транспорт