Возникший вокруг высшего руководства Кореи скандал стал неожиданным развитием расследования злоупотреблений, которые, возможно, имели место при предыдущем президенте страны Ли Мен Баке в рамках продвигаемой им в то время "дипломатии природных ресурсов". В большом количестве южнокорейских компаний, связанных с природными ресурсами и энергетикой, прокуратура проводит обыски, вызывая на допросы их прошлых и нынешних руководителей.
"Политическая бомба", грозящая ввергнуть правительство Кореи в новый кризис доверия, взорвалась, когда покончил с собой один из главных фигурантов расследования - бывший президент компании "Кеннам" Сон Ван Чжон. Шумиха началась даже не столько вокруг самого факта смерти, сколько по поводу содержания оставленной им предсмертной записки. В нем был предоставлен список из восьми имен, в котором были также указаны суммы денег. Эксперты не сомневаются, что Сон оставил список тех, кому передал взятки. Уровень названных очень высокий, и все они из ближайшего окружения нынешнего президента Пак Кын Хе. В частности, там фигурирует нынешний премьер-министр Ли Ван Гу и глава администрации президента Ли Бен Ги, два бывших главы президентской администрации Ким Ги Чхун и Хо Тхэ Ёль, политический "тяжеловес" из правящей партии "Сэнури" Хон Мун Чжон, губернатор провинции Южная Кенсан Хон Чжун Пхё, мэр Инчхона Ю Чжон Бок и "мэр Пусана" без указания имени. Названные суммы - от 100 до 700 миллионов вон (90 - 630 тысяч долларов). Ким Ги Чхун, как утверждается в записке, получил 100 тысяч долларов наличностью. Только по поводу действующих чиновников - премьер-министра и главы администрации - не указана точная сумма.
Масла в огонь подлила оппозиционная газета "Кенхян", которая буквально накануне самоубийства экс-президента "Кеннам" Сон Ван Чжона взяла у него интервью. В предоставленной записи беседы Сон как минимум частично повторил предсмертный список, назвав двух из восьми человек.
Этот разворот стал полной неожиданностью для нынешнего руководства страны. Только недавно в окружении президента был другой крупный скандал, а тут расследование возможных ошибок предыдущего президента прилетело "бумерангом" к нынешнему лидеру. Все, кто указаны в списке, немедленно сделали официальные заявления и провели пресс-конференции, где разными словами сказали одно и то же, категорически отрицая получение взяток.
Тем не менее прокуратура заявила, что несмотря на самоубийство главного фигуранта и выход скандала на самый высокий уровень, намерена довести расследование до конца.
Скандал использовала оппозиция. Вскрытые факты, по их словам, доказывают, что окружение Пак Кын Хе фактически продолжило и было руководящей силой всех злоупотреблений при Ли Мен Баке. Вновь стали громко слышны голоса в пользу того, чтобы вызвать на заседание парламентского комитета экс-президента Ли, заставив его дать пояснения.
Юристы же говорят, что с правовой точки зрения срок давности по поводу многих коррупционных дел истек. "Коррупционный список" Сон Ван Чжона относится в основном к 2006-2007 гг., тогда как срок давности составляет по этому виду преступлений семь лет. Впрочем, даже если часть списка окажется достоверной, это станет сильнейшим ударом по престижу и репутации ближайшего окружения президента и правящей партии, а замешанные в скандале, скорее всего, будут вынуждены покинуть свои официальные посты.