15.04.2015 19:09
Культура

С 16 апреля в конкурсе "Дубль дв@" - фильм Александра Котта "Испытание"

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №80 (6651)
"Испытание" - фильм-испытание. Как любой безусловный шедевр, он предъявляет нам свои требования. Смотреть его вполглаза, как мы смотрим сериал или боевик, - то же самое, что просвистеть мимо Джоконды, не повернув головы кочан. Плод огромного, умного, скрупулезного труда и вдохновения, он требует ответного труда от зрителя.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Испытание"

Нужно включиться в искусство, не замутненное коммерческой суетой. От кино болтливого перейти к языку кадра. От гонки - к созерцанию. От грохота повседневности - к вслушиванию в шорохи природы, в тишину, где обостряются все чувства.

Онлайн-кинофестиваль "Дубль дв@" выбирает лучших кинокритиков

В этот фильм нужно войти как в художественную галерею. В нем не будет слов. Только пластика кадра. Его живопись. Его почти неслышная музыка. Жаль, что картина Александра Котта практически не шла на больших экранах: ее можно ощутить по-настоящему только в хорошем кинотеатре. Причем с условием, что там не грызут попкорн и не говорят по мобильникам. Как пишут в рецензиях, - "медитативная драма". Общение с такими подобно общению в алтарем в храме. Соединение своего внутреннего мира с космосом и вечностью.

К сожалению, онлайн-фестиваль бессилен показать вам эту картину полноценно - он слишком зависим от техники и может о ней только проинформировать. Примерно как о существовании Джоконды может проинформировать почтовая открытка. Впрочем, если у зрителей есть возможность и желание - можно приблизиться к оригиналу и в этих условиях. Подайте изображение на большой экран современного телевизора, звук - через усилитель на хорошие колонки. И фильм зазвучит, зашуршит, загрохочет грозами, заставит замереть или содрогнуться - не от удара грома, а от сознания хрупкости человеческой жизни перед человеческим безумием, которое может ее смести в один миг. Уничтожить вместе с ее тревогами, надеждами, любовью, ревностью и соперничеством. Так, что сама природа ужаснется своему "перлу творения", зараженному микробом планетарного суицида.

Режиссер Александр Котт до сих пор был замечен как высококлассный профи, его самый популярный фильм - "Брестская крепость". После "Испытания" о нем можно говорить как о художнике мирового уровня. Такие фильмы не повторишь - они случаются однажды в истории.

"Дубль дв@": Из истории онлайн-кинофестиваля "Российской газеты"

Ничего не происходит - и происходит жизнь. Казахстанская степь - бескрайняя, как вселенная. Немногие персонажи в нее вписаны естественно и неторопливо - как единственное высохшее дерево, как овцы или грузовичок, пылящий по изгибам дороги, как музыка-капель Алексея Айги. В утлой хибарке отец и дочь. Местный парень на коне. И парень приезжий, из непонятного мира кино. Овцы, верблюд, странный бескрылый самолетик, плывущий по степи. Фильм, как художественная галерея, сложен из портретов, пейзажей, натюрмортов, орнаментов, и если втянуться - волшебное зрелище завораживает и в конце концов потрясет непривычным ощущением, что мы прикоснулись и к реальной жизни и к ее столь же реальной поэзии. Мы ею жили эти полтора часа. Поразительное ощущение: мы примерили на себя космос.

Это фантастическая работа оператора Левана Капанадзе. И звукорежиссера Филиппа Ламшина. И гипнотические ритмы, заданные Александром Коттом. Фильм безупречный по замыслу и режиссуре: он совершенно свободен от суетливого желания потакать чьим-либо вкусам-предрассудкам, делать им уступку, облегчать им задачу - смотреть, слушать, думать. Он таков, каков есть, - высказывание независимое, чуткое и умное. Таким, в идеале, и бывает настоящее искусство.

Досье
Наше кино