В начале 90-х создал гуманитарный "Фонд Романовых для России", чтобы оказывать поддержку детским больницам и домам ветеранов. Князь Романов - автор трудов по истории европейской системы орденов.
Входит в число попечителей Феодоровского собора (Санкт-Петербург). В декабре 2014 года дал согласие войти также в попечительский совет благотворительного фонда Спасо-Преображенского всей гвардии собора в Северной столице.
Помимо родного - русского, князь говорит еще на семи языках: французском, английском, немецком, итальянском, датском, сербско-хорватском и арабском.
После кончины в сентябре 2014 года старшего брата, князя Николая Романовича обязанности главы семейного объединения Романовых перешли к Димитрию Романовичу.
Россия готовится восстановить незаслуженно забытую страницу истории. На родину будет перенесен прах великого князя Николая Николаевича, командовавшего русской армией в Первую мировую войну. Какое значение Вы, Ваше Высочество, придаете этому событию?
Князь Димитрий Романович: Мы всегда надеялись, что однажды для этого придет время. Возвращение на родину праха русского верховного главнокомандующего кажется нам важным напоминанием о роли, которую сыграла в Первой мировой войне Россия, защитившая Европу. После событий 1917 года Николай Николаевич находился в имении своего брата - и моего деда - в Крыму вплоть до того, как начавшаяся гражданская война обрекла его на изгнание. Крымский берег он покинул на одном из последних кораблей.
С собой изгнанники увозили бутылки с русской землей. Хранилась эта земля и в нашем доме - мой отец князь Роман Петрович, племянник великого князя, был его адъютантом в военные годы, сопровождал в эмиграцию. В момент кончины Николая Николаевича в январе 1929 года не было возможности исполнить его желание - упокоиться рядом с солдатами, сражавшимися под его началом. И вот это время настало.
Русская история возвращается, и Россия впервые отметила годовщину начала Великой войны. Божественному Провидению было также угодно, чтобы Крым, который великий князь был вынужден покинуть в апреле 1919 года, сейчас вновь вернулся в лоно России.
Почему в выборе места упокоения великого князя Вы остановились на мемориале героев Первой мировой войны, находящемся в Москве?
Князь Димитрий Романович: Великий князь и его супруга великая княгиня Анастасия Николаевна, урожденная принцесса Черногорская, покоятся сейчас во французском Канне. Во время визита в Москву в декабре 2013 года я передал письма, которыми я и мой старший брат Николай Романович удостоверили в качестве ближайших родственников наше намерение перенести их прах в Россию.
Николай Николаевич и Анастасия Николаевна, ставшая в военные годы сестрой милосердия, служили России верой и правдой. Во время поездки в Москву по приглашению председателя Государственной Думы Сергея Евгеньевича Нарышкина я побывал на территории Братского воинского кладбища в Москве, где покоятся останки солдат Первой мировой войны. Расположенная там часовня в честь Преображения Господня представляется мне достойным местом для вечного покоя первого главнокомандующего русской армией и его супруги.
Я благодарен президенту России Владимиру Владимировичу Путину за принятые российскими властями соответствующие решения.
В Париже в церкви Святого Людовика пройдет экуменическая церемония в память великокняжеской четы...
Князь Димитрий Романович: Такое прощание на территории парижского Дома Инвалидов, где похоронены видные французские военачальники, можно расценить как знак особой признательности Франции Николаю Николаевичу. В период вынужденной эмиграции великий князь нашел приют именно во Франции, где помнили о его роли в "Великой войне".
Наступление русской армии, начатое в первые недели войны, когда немцы стояли у дверей Парижа, отвлекло силы германской армии от французской столицы. Немецкому командованию пришлось срочно отозвать с западного фронта для переброски на восток два армейских корпуса - более 80 тысяч человек. В этот критический момент Париж был спасен.
"За этот акт верности братству по оружию - тем более дорогой, что мобилизация русских сил не была завершена, - русская армия и её главнокомандующий великий князь Николай Николаевич имеют право на признательность Франции", - так говорил о помощи России маршал Жозеф Жоффр.
Думаю, что Франция не забыла ни помощи русской армии, ни этих слов.
Ваш старший брат и историограф семьи Николай Романович в последние годы жизни работал над книгой о великом князе. Какие качества Николая Николаевича он отмечал в первую очередь?
Князь Димитрий Романович: Великий князь Николай Николаевич первым в царской семье получил академическое военное образование. Он прошел все ступеньки военной карьеры, начав ее в 1872 году, когда ему было всего 16 лет.
Первый боевой орден - Святого Георгия четвертой степени - получил за форсирование Дуная в Русско-турецкую войну. В мирное время командовал гвардейской дивизией. В царствование последнего императора Николая II возглавил столичный военный округ и Совет государственной обороны.
По отзывам современников, был строгим, но справедливым командиром. В войсках был популярен.
Его назначение на пост Верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами, впервые учрежденный в истории России летом 1914 года, армия считала закономерным. "Это - человек, несомненно, всецело преданный военному делу", - отзывался о нем ближайший соратник, генерал Алексей Брусилов.
Одним из первых решений Николая Николаевича в качестве главнокомандующего был переход в наступление, не ожидая окончания развертывания войск. По замыслу ставки, это лишало Германию возможности уничтожать своих противников поочередно, используя для переброски сил преимущества своей развитой сети железных дорог.
Данное Франции слово, что мы ей поможем, было для российской стороны священно. И русское командование, сознавая, что мы сами еще не вполне готовы действовать, все же сдержало слово.
Великий князь Николай Николаевич возглавлял русскую армию до августа 1915 года, когда был поставлен во главе Кавказского фронта. С началом гражданской войны он разделил судьбу многих русских изгнанников.
В последний день своей жизни - он умер 5 января 1929 года, накануне русского сочельника - Николай Николаевич подписал поздравительную телеграмму чинам русской армии, находящимся за рубежом. Это послание он закончил словами: "Памятуйте о России!" С надеждой вернуться на родину он не расставался до конца дней.
Вы представляли семью Романовых на исторических церемониях последних десятилетий. В 1998 году именно Вы сопровождали из Екатеринбурга в Петропавловский собор останки последнего царя и его близких, а в 2006 году доставили в Россию из Дании прах императрицы Марии Федоровны...
Князь Димитрий Романович: Я считал эти поручения семьи исключительно важными. Историю нельзя переменить, и, на мой взгляд, подобные церемонии предназначены не для того, чтобы судить "за" и "против". Они помогают объединить всех россиян, перевернуть страницу гражданской войны, в которой погибли сотни тысяч людей с обеих сторон.
Русский народ прошел через такие катастрофы, которым в Европе едва ли можно найти параллели. Для меня очень важно, что Россия, возвращая свою историю, достойно проводит эти церемонии. И я уверен: так и будет. Не думаю, что этот процесс должен сопровождаться сносом памятников последующей эпохи. Мы в нашей семье всегда были против того, чтобы уничтожать какие бы то ни было монументы.
Совсем скоро Россия будет отмечать 70-летие Победы, одержанной над фашизмом во Второй мировой войне. Не все европейские соседи готовы присоединиться к этим торжествам...
Князь Димитрий Романович: Русские солдаты помогли Европе и в 1914 году, и в последнюю войну. Возможно, кто-то желал бы видеть Россию слабой. Но сомневаюсь, что она когда-либо такой будет. Да и Европе слабая Россия не нужна, ей нужна сильная Россия. Без России не справились бы! Мы часто говорили об этом с моим старшим братом Николаем Романовичем. Родители воспитали нас так, как стремились жить сами - всецело в русском духе.
После вторжения в Россию германских захватчиков отец, как и большинство русских патриотов, следил за военными действиями. Сначала с трепетом, а когда приближалась Победа - с огромной радостью. Героизм русских солдат во время двух самых больших войн не должен быть забыт. Они спасли Европу.