13.04.2015 20:00

Аман Тулеев: Мы обязаны сохранить наши недра для своих потомков

Кемеровская область играет все большую роль в экономике России
Текст:  Федор Боровиков
Российская газета - Федеральный выпуск: №78 (6649)
Глава Кузбасса Аман Тулеев многие годы входит в число наиболее эффективных губернаторов страны. Наш разговор с ним о том, как в непростых экономических условиях удается сохранить темпы развития региона, наращивать угольную отрасль, создавать новые производства и с оптимизмом смотреть в будущее.
Читать на сайте RG.RU

Аман Гумирович, какие достижения последних лет вы считаете наиболее значимыми для области? Удалось ли реализовать намеченные планы? Чем можете гордиться?

Аман Тулеев: Когда я принял область в 1997 году, ситуация в Кузбассе была катастрофическая. Развал промышленности, 43 шахты - закрыты, 150 тысяч человек были выброшены на улицу без средств к существованию. Как только не называли тогда Кемеровскую область: и "экономической дырой", и пороховой бочкой, говорили: "Если Кузбасс чихнет, то во всей России - насморк". И по сути все это было правдой. Понадобились колоссальные усилия, чтобы Кузбасс из бастующего, стучащего касками, стал Кузбассом созидающим, опорой всего государства. Это результат общего труда всех моих земляков.

Возьмем нашу базовую угольную отрасль. После провала, который был в 1990-е и отбросил Россию далеко назад в угольном мире, за последние годы наша угольная промышленность сделала мощнейший рывок. Это одна из немногих отраслей российской экономики, которая успешно прошла реформирование от начала до конца. Мы не только спасли отрасль, но и подняли ее на новый уровень. Начиная с 1998 года построили 85 новых современных высокопроизводительных предприятий по добыче и переработке угля.

А какая техника работает на шахтах и разрезах! Кузбасс превратился в своеобразный полигон для отработки мировых суперсовременных угольных технологий. К примеру, у нас задействован сверхмощный "БелАЗ" грузоподъемностью до 450 тонн. Только представьте: одна эта махина может загрузить сразу 7 вагонов угля. Таких в мире нет, этот "БелАЗ" занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Кузбасс из бастующего, стучащего касками, стал регионом созидающим

Сегодня мы добываем 211 млн тонн угля - такого не было за всю историю отрасли в нашем крае. Около 80% общероссийского экспорта - это уголь Кузбасса, что позволяет нашей стране занимать 3-е место в мире по поставкам энергетического угля после Австралии и Индонезии.

Но главное для нас - не количество добытых тонн. Да, уголь - это залог стабильности региона, фундамент нашего достойного будущего. Но нельзя же до бесконечности рыть нашу землю...

В ваш адрес неоднократно звучали упреки, дескать, вы возражаете против выдачи новых дополнительных лицензий на разработку угольных месторождений. Как вы к этому относитесь?

Аман Тулеев: Да, я выступаю категорически против выдачи новых дополнительных лицензий. Как вы понимаете, на стороне немало охотников поживиться на дармовщинку: накопать уголька, снять "сливки", получить денежки и уехать, а после них - хоть трава не расти. Но это же - наш край! И мы просто обязаны сохранить нашу природу и недра для своих потомков.

Поэтому сегодня упор не на добычу, а на переработку угля, на получение из него продукта с высокой добавленной стоимостью.

Возьмем, к примеру, обогащение. Даже в самые успешные советские времена, которые называли "золотым веком" угольной промышленности (1951-1988 гг.), наши шахтеры стремились добыть 150 млн тонн угля, даже дырки под ордена сверлили, но добиться такого результата так и не смогли. А сегодня мы только обогащаем 156 млн тонн угля. Что это дает? В результате обогащения уголь очищается от примесей золы и серы, цена на него - на порядок выше. А главное, за счет того, что в угле будет меньше примесей, породы, понадобится меньше полувагонов для его перевозки. Экономия налицо. К тому же уменьшается загрузка железнодорожных путей, Транссибирского хода.

И, конечно, на первом месте для нас всегда были и остаются вопросы безопасности труда. К сожалению, во всем мире шахты - это опаснейшее производство. Под землей действуют свои, особые законы - хоть в России, хоть в Америке, хоть в Китае. Поэтому главная наша забота о том, чтобы шахтерский труд приносил радость и благополучие шахтерам и их семьям.

Возьмем другую вашу базовую отрасль - металлургию. Достаточно ли востребована ее продукция в условиях экономических санкций?

Аман Тулеев: В 90-е годы вообще ставился вопрос: по каким рельсам будут ходить поезда в России? Дошло до того, что министерство путей сообщения собиралось закупать все рельсы в Японии. А сейчас кузбасские металлурги полностью - на 100% обеспечивают Россию трамвайными и на 60% - железнодорожными рельсами.

На Объединенном Западно-Сибирском металлургическом комбинате в Новокузнецке запустили производство 100-метровых рельсов для высокоскоростных поездов - "сапсанов". Раньше их закупали в Японии. А сегодня мы поставляем их для скоростных железнодорожных магистралей как внутри страны, так и за рубеж - в Германию, на Кубу, в Бразилию. Вот вам реальный пример импортозамещения, о котором сегодня так много и справедливо говорят.

Уголь и металл - это отрасли, традиционные для Кузбасса. А есть ли у вас абсолютно новые направления развития экономики?

Аман Тулеев: Да, создаем перспективные для региона отрасли. Особо хочу остановиться на нашем масштабном проекте - добыче газа метана из угольных пластов. Мы реализуем его вместе с "Газпромом" с 2008 года. Запасы метана в Кузбассе огромные - 13 триллионов кубометров, целое метановое море. Уже пробурили 33 скважины на Талдинском и Нарыкско-Осташкинском месторождениях, на метане работают четыре модульные ТЭС, действует газозаправочная станция. А главное, решаем важнейшую проблему - повышаем безопасность шахтерского труда. То есть на тех площадях, где выкачали метан, лет через пять можно спокойно строить шахты - взрывов там уже не будет.

Запустили в работу три нефтеперерабатывающих завода, в том числе крупнейший в Сибири Яйский НПЗ. Это позволяет нам уже сейчас обеспечивать собственным дизельным топливом работу карьерной техники на открытых горных работах, тракторов и комбайнов в сельском хозяйстве, пассажирского автотранспорта. И что немаловажно - сдерживаем цены на бензин.

И еще об одном хотелось бы сказать. Все привыкли, что Кузбасс - это край большого угля, большого металла. Но сегодня это еще и край, где мощно развивается туризм. Господь подарил нам великолепную природу. У нас горнолыжные трассы мирового уровня с особой, уникальной структурой снега - легкого, летящего, холодного, который лежит до мая. А разве не привлекает в наш край туристов возможность найти следы снежного человека? Люди едут к нам со всего мира. В одной только Горной Шории, нашей жемчужине, за нынешний зимний сезон отдохнуло более миллиона туристов. Так что приезжайте!