14.04.2015 00:41
Экономика

Эксперты обсудили налоговые проблемы негосударственных вузов

Негосударственному образованию не по силам фискальная нагрузка
Текст:  Александра Авенберг
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №14 (993)
В Государственной Думе прошло открытое заседание экспертных советов при Комитете по образованию, на котором обсуждались проблемы частного образования и государственно-частного партнерства в регионах.
Читать на сайте RG.RU

По убеждению футуролога Тоффлера, настоящие инновации придут в образование из негосударственного сектора, потому что здесь меньше бюрократии, а свобода всегда порождает нечто новое. Именно с этих слов начал заседание экспертных советов первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию Олег Смолин.

- Я с крайней тревогой читаю концепцию целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, где написано, что за это время нужно закрыть 40% вузов и 80% их филиалов, - говорит депутат. - Да, наверное, в России есть неэффективные вузы, филиалы, которые дают некачественное образование, но откуда взялись цифры 40 и 80? Это очень высокий потолок.

В ведущих университетах России создадут центры трансфера технологий

Также, по мнению Олега Николаевича, повальное закрытие филиалов в регионах грозит усилением оттока населения в крупные города.

- Люди будут уезжать за образованием и не будут возвращаться на свою малую родину, - полагает Олег Смолин, сообщивший, что вскоре, возможно, будет представлен законопроект о необходимости получения согласия Госдумы при ликвидации филиала вуза.

Заседание проходило в формате "круглого стола", на котором с докладами и репликами за три часа выступило почти два десятка экспертов, в том числе президент AcHOOP Александр Вильсон, начальник отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Алла Волгина, заместитель начальника Управления организации медицинской помощи детям и матерям Департамента здравоохранения города Москвы Лариса Ивахина. Слово брали и руководители детских садов, школ и вузов.

Проблем в образовательной сфере масса, и во многом они обусловлены неравным положением государственных и негосударственных образовательных организаций.

- У нас в стране нет негосударственных ни детей, ни студентов, ни преподавателей, - заявил Олег Смолин, - но полного равенства в образовательной деятельности до сих пор нет, проблем остается много, например, в налогообложении. Налоги все платят одинаковые, однако муниципальным и государственным учреждениям налоги возвращаются, в частности, на имущество, а негосударственным - нет. По факту получается, что чем более серьезную материальную базу создало негосударственное учебное заведение, тем больше государство его за это наказывает.

Между тем в последнем Послании Владимира Путина Федеральному Собранию в конце 2014 года четко говорится, что необходимо "исключить дискриминацию негоссектора".

Было и поручение Дмитрия Медведева о необходимости проведения сравнительного анализа ведения образовательной деятельности, особенно в налогообложении.

Минобрнауки одобрило объединение еще нескольких российских вузов

- Пока в России налоги с образовательных учреждений превышают разумные пределы, свой Стэнфорд у нас не появится, - говорит председатель Экспертного совета по негосударственному образованию Комитета ГД по образованию, ректор Российского нового университета, председатель Совета АНВУЗ Владимир Зернов. - Я представляю пример того наивного человека, который в Москве выстроил прекрасное здание школы площадью пять тысяч метров, но из-за налогов, в том числе на землю, на которой расположена ее обязательная пришкольная территория, она открыться не может. Кроме того, в России сложилась практика, когда налогообложение в различных субъектах Федерации совершенно различное. Если в Петербурге все учебные заведения освобождены от налогов, то в Москве все наоборот.

Осознанной необходимостью сегодня является проблема выработки эффективных механизмов ГЧП в регионах. В свою очередь, стратегий развития ГЧП существует немало, о чем рассказал проректор по науке Подольского социально-спортивного института Валерий Гончаров. Одна из таких стратегий предполагает ситуацию, когда регионы, вузы и работодатели являются отдельными субъектами, отношения между которыми возникают эпизодически. В этом случае, по мнению Гончарова, может возникнуть дисбаланс между направлениями подготовки в вузах и потребностями промышленности.

Другая стратегия базируется на том, что может быть эффективное взаимодействие, но не в рамках триады регион-вуз-работодатель, а в виде отраслевых решений одновекторной направленности. Например, в Жуковском работает филиал "Стрела" Московского авиационного института, где готовятся кадры под потребности бизнеса.

- Все студенты старших курсов востребованы местным производством, специалистов там с руками отрывают, - рассказал Валерий Гончаров, - однако создается диспропорция между потребностями муниципалитета, поскольку возникает нехватка специалистов социальной сферы, физической культуры и спорта, здравоохранения. Ежегодный отток населения из Жуковского в Москву и другие города России составляет 2620 человек.

Еще одна стратегия базируется на том, что регион, вузы и работодатели могут эффективно взаимодействовать в рамках концепции "Образовательного округа". Это вид интеграции образовательных учреждений независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности на уровне муниципальных образований для обеспечения их устойчивого развития.

Гончаров сообщил об итогах работы Подольского образовательного округа: за несколько лет при сотрудничестве муниципалитета, вузов и работодателей была разработана и реализована целевая программа "Спортивный город" по вовлечению населения в занятия спортом.

- Сегодня Подольск - спортивный город, лидер по числу спортивных сооружений в Московской области, - рассказывает проректор. - Анализ работы Подольского образовательного округа показал его положительное влияние и на образовательный бизнес. В отличие от других муниципальных образований, именно Подольск сохранил положительную динамику роста прибыли до налогообложения в сфере образования.

Налоги Образование