Сегодня в Германии пройдет совещание авиаэкспертов и представителей правительства ФРГ, на котором будут обсуждаться проблемы обеспечения безопасности на борту пассажирских самолетов.
Поводом встречи стала авиакатастрофа, произошедшая 24 марта на юге Франции. Аэробус А 320, выполнявший рейс 4U9525 компании Germanwings из Барселоны в Дюссельдорф, разбился по вине второго пилота Андреаса Лубица, страдавшего психическим заболеванием. Для совершения запланированного самоубийства Лубиц после набора высоты запер дверь кабины изнутри, предотвратив доступ в нее капитана воздушного судна, а затем повел самолет на контролируемую посадку. В результате лайнер разбился во французских Альпах. Прокуратура Дюссельдорфа ведет расследование по подозрению в умышленном убийстве 149 человек.
Авиаэксперты собираются обсудить возможности предотвращения подобных катастроф. Среди вопросов - как новые предписания для дверей кабин пилотов, так и способы контроля пассажирских самолетов с земли.
Германская служба безопасности авиасообщений (DFS) предложила рассмотреть создание особой системы для чрезвычайных ситуаций. По словам председателя правления службы Клауса-Дитера Шойрле, необходимая техника уже существует.
На годовой пресс-конференции представитель Германской службы безопасности авиасообщений разъяснил преимущества системы. Благодаря ей можно будет с земли управлять самолетами, которые либо оказались без экипажа, либо ими манипулировали в воздухе. Предложение будет обсуждаться в национальном штабе по безопасности полетов.
Предполагается, что для самолета, попавшего в чрезвычайную ситуацию, будет срочно разработан новый план полета, разъяснил Шойрле. Благодаря распознавательной функции (Flight Reconfiguration Function или FLF) каждым самолетом можно будет теоретически управлять как с земли, так и с летящего рядом военного перехватчика. Компьютер сможет также привести машину в близлежащий аэропорт и самостоятельно посадить ее. Подобная система поможет и в таких случаях, когда экипаж по каким-то причинам выйдет из строя. Подобное случилось в 2005 году с пилотами греческого самолета, которые потеряли сознание, в результате чего лайнер разбился.
По словам главы Германской службы безопасности авиасообщений, для создания системы можно использовать результаты проекта под названием SOFIA (Safe automatic flight back and landing of aircraft). Проект был запущен для поиска возможностей безопасного автоматического управления полетом и посадкой воздушного судна после теракта 11 сентября 2001 года. Между 2006 и 2009 годами в симуляторах проходили эксперименты с целью выяснения, как можно управлять самолетом с земли в случае захвата его террористами.
В проекте принимали участие различные авиапредприятия и службы обеспечения безопасности полетов. Затраты составили почти пять миллионов евро. Однако в реальных условиях эта система не была протестирована.
До окончательного запуска предложенной DFS системы время, однако, еще не пришло. Пока что не прояснены окончательно вопросы безопасности программного обеспечения. Ведь если оно попадет в руки террористов, это может привести к еще более непредвиденным катастрофам. По оценкам специалистов, подобные атаки хакеров на системы управления самолетов возможны уже сейчас. Поэтому запуск системы планируется не ранее чем через пять лет.