19.04.2015 23:55
Культура

Павел Басинский: Фильм "Территория" вызывает сложные чувства

Текст:  Павел Басинский (писатель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №83 (6654)
"Зря вы насчет героики. Это не героика, а несправедливость. Работа наша легче работы любого колхозника. Денег мы получаем в несколько раз больше. Я за месяц получаю столько, сколько мать получала за полгода. Справедливо? Еще вдобавок про нас песни поют, книжки пишут, по радио говорят".
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Территория"

Эти слова принадлежат герою культового романа Олега Куваева "Территория", написанного в 1973 году, за два года до смерти автора. В "Википедии" о нем говорится так: "советский геолог, писатель". В такой именно последовательности. Действительно профессиональной родиной Олега Куваева была геология. Притом что его отношения с ней складывались у него непросто.

Александр Мельник: Надеюсь, каждый найдет в "Территории" что-то свое

Он родился на железнодорожной станции Поназырево Костромской области (отец по профессии - телеграфист, арестован по обвинению в "антисоветской деятельности", но чудом избежал лагерей; мать - учительница начальной школы). В 1958 году окончил Московский геологоразведочный институт, за годы учебы побывал в экспедициях на Тянь-Шане, в Киргизии, в верховьях Амура. Будучи студентом-дипломником, попал на Чукотку, работал в районах бухт Провидения и Преображения (названия чего стоят!). Добился распределения на Чукотку и три года проработал начальником партии в поселке Певек на берегу Чаунской губы. По-видимому, Певек и стал источником собирательного образа Поселка в романе "Территория". Вообще об источниках и прототипах романа много спорили. Автору приходило множество писем от людей, которые узнавали себя и своих товарищей в его героях. Что-то подобное было с книгой Владимира Богомолова "В августе 44-го". И это - верный признак не только достоверности литературного произведения, но и его, если можно так выразиться, Большой Правды, то есть правды не какой-нибудь частной жизни, но жизни огромной страны. С этой точки зрения Куваев был, конечно, в самом хорошем смысле слова советским писателем. Сегодня подобные произведения, наверное, уже невозможны.

На днях на широкий экран вышел фильм Александра Мельника по роману Куваева "Территория" с Константином Лавроненко и Егором Бероевым в главных ролях. В "Российской газете" его показали еще в феврале, и тогда Юрий Лепский писал: "Если бы плотность населения в Москве была такая же, как плотность населения в куваевской "Территории", то в пределах Садового кольца проживали бы тридцать семь человек".

Это многое говорит о той стране, "которую мы потеряли" и о которой сейчас ностальгируем часто совсем не по делу. Но в чем безусловно была восхитительная особенность этой потерянной страны, так это в свободе передвижения. "Мы жили в стране гигантских пространств, где однажды можно было плюнуть на все и просто уехать из своей Москвы или Урюпинска на Север, на восток, на северо-восток. Так, кстати, поступали многие и до выхода романа Куваева, а уж после выхода!.." - пишет Юрий Лепский.

Что было после выхода романа, знаю по своему личному опыту. Когда я учился в Саратовском государственном университете на филолога, то по счастливому выбору судьбы жить в общежитии мне пришлось с геологами. Пожалуй, это было лучшее время в моей жизни. Во всяком случае, это был самый интересный круг общения. Образ геолога я бы обрисовал так: это романтик, способный руководить бичами. И хотя у геологов принято открещиваться от романтического представления о своей профессии, романтиками они были и романтиками, надеюсь, остаются.

Фильм "Территория" по роману Олега Куваева показали в "РГ"

Так вот: очень многие из этих скептических романтиков пришли в профессию благодаря роману Олега Куваева. Они любили этот роман самозабвенно. Собственно, поэтому и я его прочитал. И, прочитав, чуть не пожалел о выборе своего ремесла.

Что-то в этом романе было магическое. Что-то магическое было в его названии - "Территория". И уж конечно, немаловажную роль играло то, что герои романа искали золото. Как герои Джека Лондона. В то же время как-то совсем иначе. Для героев Джека Лондона найти золото было символом начала новой жизни, во всяком случае - мечтой о новой жизни. Для героев Олега Куваева это и была сама жизнь. Золото принадлежало государству, а Территория была исключительно их личным пространством. Пространством свободы выбора. Отсюда было просто уехать. Здесь тебя никто не держал. Сюда тебя никто не звал. Добиться славы, какой-нибудь там Государственной премии, можно было не раньше, чем после двух инфарктов. На которые не нужно было обращать внимание.

Поразивший меня смысл романа был не в том, что человек дороже золота. Это банальная мысль. Поразивший меня смысл заключался в том, что в жизни есть ценности, которые дороже человеческой жизни. Герои Олега Куваева не любили говорить об этих ценностях, но они знали о них.

Фильм Александра Мельника - уже вторая экранизация знаменитого романа; первая была в 1978 году (режиссер Александр Сурин). Сегодня фильм вызывает сложные чувства. Он и прекрасен в своей красоте, прежде всего человеческой, а уже потом - красоте природы. И в то же время о нем не скажешь: вот фильм, который мы ждали! Кто ждал? Где эти ребята, которые носили свитера грубой ручной вязки изящнее, чем носят смокинги? И кому сегодня принадлежит Территория?

Но в этой необязательности фильма есть своя прелесть. Его смотришь как факт чистого искусства. Даже его затянутость не раздражает. Не раздражает и отсутствие ощущения реального времени. Герои Олега Куваева искали золото для страны, разрушенной страшной войной. Грубо говоря, "Сталин дал приказ".

Все-таки, когда я вышел из кинотеатра, мне было удивительно хорошо на душе. Словно ее чистой водой омыли...

Наше кино Литература