Изменились обязанности участников аварии при оформлении ДТП по европротоколу. Поправки предусматривают более широкие возможности водителей разъехаться с места аварии, не дожидаясь сотрудников ГИБДД. Правда, это распространяется только на те аварии, в которых не пострадали люди. Размер страховой выплаты за причиненный автомобилю вред повышен до 50 тыс. руб. Это касается водителей, чьи договора ОСАГО заключены после 1 августа 2014 года. При этом в случае оформления документов о ДТП без участия полиции в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях страховая выплата ограничена уже 400 тыс. руб. Правда, речь идет о владельцах полисов ОСАГО, заключенных после 1 октября 2014 года, а страховщику надо будет предоставить данные об обстоятельствах причинения вреда автомобилю, зафиксированные с помощью системы ГЛОНАСС.
Если водитель не сможет предоставить страховой компании материалы фото- и видеофиксации установленного образца с места ДТП, а также данные спутниковых систем, которыми должен быть оборудован автомобиль, о месте происшествия, то страховщик будет расплачиваться в пределах суммы, установленной для всех остальных городов - 50 тысяч рублей.
Пока российские водители не особо доверяют европротоколу, который позволяет оформить ДТП без присутствия сотрудников ГИБДД. "Количество водителей, воспользовавшихся европротоколом за последний год, не изменилось. Я не думаю, что изменение тарифов по ОСАГО существенно повлияет на ситуацию, так как недоверие автомобилистов к европротоколу связано с менталитетом российских автомобилистов. Слишком много подводных камней может возникнуть в момент получения страховой выплаты. Не стоит забывать о том, что европротокол можно оформить только в том случае, если в ДТП участвуют два транспортных средства, а не "два участника движения", т. к. автомобиль с прицепом - это уже два транспортных средства с разными номерными знаками и страховками, - отмечает Роман Приходько, генеральный директор "Ауди Центр Варшавка ГК "АвтоСпецЦентр". - Для получения выплаты в 50 тысяч рублей полиса ОСАГО обоих потерпевших должны быть оформлены после 2 августа 2014 года, бланк европротокола должен быть заполнен в соответствии со всеми требованиями и не должен содержать опечаток и исправлений".
Действительно, чаще всего водители предпочитают дождаться сотрудников ГИБДД, а не оформлять европротокол, отмечают в компании "Автолокатор": "Водителям зачастую сложно оценить стоимость ремонта своего транспортного средства, после ДТП, тем более, когда допускается мысль о наличие скрытых повреждений. В некоторых случаях водители не пользуются европротоколом ОСАГО, потому что не уверены в обстоятельствах ДТП, находятся в стрессовой ситуации или в состоянии аффекта. Однако главной причиной является то, что большинство автолюбителей просто не знают, как правильно оформить извещение о ДТП и составить схему".
Основными причинами недоверия водителей к самостоятельному оформлению ДТП являются отсутствие опыта и четкого понимания процедуры заполнения европротокола, говорит старший юрист "Европейской юридической службы" Дмитрий Подойницын: "А также усложнение законодательства ОСАГО, значительное количество отказов страховых компаний в выплатах в таких ситуациях, боязнь того, что максимальной выплаты не хватит на возмещение всего ущерба в ДТП".
Европротокол представляет собой довольно трудный для заполнения документ, который пугает обе стороны процесса: и страхователей, и страховщиков. Первых из-за опасений получить отказ по денежной выплате, вторые боятся мошенничеств со стороны водителей, поясняет "РГ" Алексей Шипулин, вице-президент по развитию телематики Meta System: "Для массового отсеивания возможных мошенничеств были разработаны правила. Чтобы оформить ДТП по европротоколу, необходимо предоставить подтверждающую аварию информацию: фото доказательства или информацию с телематического устройства. Телематические автомобильные решения являются эффективным барьером на пути предотвращения страховых мошенничеств, они помогают принять неоспоримое решение о возможности выплаты страхователю".
Проблема в том, что Российский союз автостраховщиков не успел сертифицировать технические решения, которые могут быть использованы для доказательства факта ДТП. "Процесс сертификации запущен в начале прошлого года, мы надеемся, будет завершен к лету-2015. Тогда водители смогут безбоязненно пользоваться европротоколом, понимая, что страховщик может однозначно оценить ситуацию, и возможность не получить выплату будет отсечена. Телематика - наиболее массовое решение, которое применяется во многих странах. В России пока активно используется для оформления добровольного страхования - каско ведущими игроками рынка", - констатирует Алексей Шипулин.
При этом обладателям каско (даже с телематикой) для получения выплаты все равно необходимо предъявить справку об аварии, которую может выписать только инспектор ГИБДД. Учитывая все эти факторы, автомобилисты опасаются, что сэкономив час времени на вызове инспектора ГИБДД, в дальнейшем они потеряют свои деньги или просто не получат выплату, так как всех тонкостей использования европротокола они могут просто не знать, подчеркивает Роман Приходько: "Для повышения спроса на этот вид оформления ДТП необходимо проводить крупную информационную кампанию, в рамках которой объяснять водителям, не сталкивавшимся ранее на практике с европротоколом, обо всех положительных моментах и тонкостях использования этой услуги".