Многокилометровые пробки, в которых с приходом весны задыхается Новокузнецк, заставил одну из местных жительниц отправить обращение на прямую линию с президентом РФ Владимиром Путиным. Оксана Рыжкова попросила главу государства обратить внимание на ситуацию с мостами в Новокузнецке.
"Существующие сейчас в городе Запсибовский и Кузнецкий мосты через Томь полностью перегружены, и из-за этого движение между районами города в часы пик становится невозможным", - написала она. И добавила, что проект строительства моста через реку Кондома давно готов, но на его реализацию у городских властей нет денег.
Новокузнечанку поддержали земляки. Кто-то из них напомнил, что один из металлургических и угледобывающих центров России - это сегодня и центр агломерации, в которой проживает больше миллиона человек. Мост им нужен, как воздух.
Между тем интернет-пользователи плавно перешли к обсуждению состояния дорог и качества их содержания, спросив напоследок: "Это что, ремонт или просто отмывание денежных средств?"
По сути, похожий вопрос задал главам муниципалитетов губернатор области. Он потребовал разобраться, на что уходят деньги, предназначенные для ремонта объектов инфраструктуры. Ситуация, когда средства вложены, а результата не видно, по словам Амана Тулеева, складывается в Кемерове, Анжеро-Судженске, Новокузнецке, Белове и других городах. Было поручено посвятить этой проблеме внеочередные открытые сессии местных Советов с участием сотрудников прокуратуры.
По данным обладминистрации, в 2014 году на все виды дорожных ремонтов в Кузбассе ушло 3,5 миллиарда рублей. Готовые объекты у подрядчиков принимали комиссии. Но как только растаял снег, оказалось, что отремонтированные участки можно латать заново. От глав территорий потребовали принять срочные меры по улучшению качества содержания автодорог и придомовых территорий, а также отказаться от сотрудничества с недобросовестными подрядчиками.
В Новокузнецке, где 730 километров асфальта и 145 тысяч автомобилей, уличная сеть давно исчерпала пропускную способность, а деформации и разрушения покрытий превышают все допустимые пределы. И дело не только в большой нагрузке и резких перепадах температур. По словам директора Кузбасского центра дорожных исследований Олега Афиногенова, виновато и низкое качество материалов, используемых ремонтниками. По мнению эксперта, над качеством нужно работать, постоянно отбирая эффективные технологии ремонта и лучше контролируя подрядчиков. Следует также подготовить и внедрить в практику требования производственного контроля, аналогичные тем, что действуют в строительстве. И, конечно же, объемы дорожного капремонта в городе необходимо увеличить. Сейчас они не превышают десяти километров в год, хотя должно быть восемьдесят километров.
- Средств муниципального бюджета недостаточно, чтобы справиться с затратами на ремонт всех дорог Новокузнецка, - заявил глава города Сергей Кузнецов. - Один из вариантов - поиски инвесторов, заключение партнерских, муниципально-частных соглашений, привлечение капитала крупных предприятий города.
Не растут и объемы финансирования дорожных ремонтов в Кемерове. По данным муниципальной администрации, приведенным на внеочередном заседании горсовета, в 2014 году были заключены контракты всего на 301 миллион рублей, тогда как в 2008-м эта сумма составила 962 миллиона. Между тем дорожная асфальтобетонная сеть за эти годы разрослась до 520 километров, а количество автомобилей увеличилось до 192 тысяч.
- Чтобы содержать наши дороги в полном соответствии с нормативами, в год необходимо двадцать два миллиарда рублей, а областной фонд - шесть миллиардов. И этого, конечно, недостаточно, - сообщил замгубернатора области по жилищно-коммунальному и дорожному комплексу Анатолий Лазарев. - У нас ведь некоторые дороги, особенно первой категории, по сорок лет стоят без капремонта. Но мы отделили вопрос денег от вопроса выполнения работ, выработав план приведения дорог в нормальное состояние. Будем ему следовать, а с финансами разберемся после.
Как уточнил Анатолий Лазарев, на городских улицах в основном будут проводить ямочный ремонт с использованием новейшей технологии укладки литого асфальтобетона. Стратегической же задачей остается строительство скоростной автомагистрали "Кемерово - Ленинск-Кузнецкий", начатое в 2006 году. Сумма госконтракта на завершение объекта - около 8,5 миллиарда рублей. В основном это средства областной казны, хотя регион рассчитывает и на федеральную поддержку, которая помогла бы погасить накопившуюся задолженность перед подрядчиками.
Кстати
В этом году на выполнение программ в сфере дорожного хозяйства правительство России выделило более 69 миллиардов рублей, 755 миллионов из которых предназначено Кемеровской области. Деньги пойдут на увеличение пропускной способности дорог общего пользования.