28.04.2015 00:43
Экономика

Минэкономразвития подготовило законопроект "О поддержке экспорта"

Текст:  Сергей Катырин (президент Торгово-промышленной палаты РФ)
Российская Бизнес-газета - : №16 (995)
На едином портале информации о разработке нормативных правовых актов началось обсуждение проекта федерального закона "О поддержке экспорта", подготовленного Минэкономразвития.
Читать на сайте RG.RU

Отрадно, что государство обозначило в качестве одного из приоритетов экономической политики в поддержку экспорта. И развитие нормативно-законодательной базы в этой сфере, безусловно, приветствуется.

Россия сократила экспорт пшеницы в 2,4 раза с введением пошлин

Но, по мнению экспертов ТПП РФ, регламентируя основные задачи поддержки экспорта, документ не устанавливает государственные приоритеты в сфере его поддержки и стимулирования и не решает ключевые проблемы, препятствующие развитию несырьевого экспорта (административные барьеры, сложности таможенных процедур и т.п.).

Также хотелось бы отметить следующее. На протяжении 2014 года минэкономразвития при участии ТПП России активно велась разработка Национальной экспортной стратегии (Основные направления развития экспорта страны на период до 2030 года). Упор в этом документе делается на стимулирование несырьевого экспорта, и в среднесрочной перспективе планируется добиться как минимум 6% его ежегодного роста. Предполагается увеличение к 2030 году доли машинотехнической продукции, высокотехнологичных товаров и услуг, а также рост числа организаций - экспортеров товаров, прежде всего за счет малых и средних предприятий, инновационных компаний. Однако до сих пор этот документ не принят, хотя, по нашему мнению, закон в области поддержки экспорта должен быть разработан в развитие положений национальной экспортной стратегии.

Рогозин пообещал облегчить экспорт в РФ сельхозпродукции Гагаузии

Пока же по количеству компаний-экспортеров мы уступаем большинству стран. Экспортеры в обрабатывающей промышленности РФ составляют 7-8% от общего числа фирм в этой отрасли (в ведущих странах Запада - от 30 до 50%).

Если брать сегмент МСБ, то число отечественных компаний, отправляющих свою продукцию на внешние рынки, еще меньше, хотя желающих прибавляется с каждым годом. Но стать в России экспортером и выйти на зарубежные рынки гораздо сложнее, чем в других странах, и связано это прежде всего с издержками, которые не по карману МСБ. И здесь действительно очень важна поддержка государства.

ВЭД Минэкономразвития Торгово-промышленная палата России