28.04.2015 13:30
Общество

Андрей Кигим: Бумажные больничные заменят электронными

Текст:  Виктор Васенин Елена Домчева Александр Шансков
Крымские санатории и дома отдыха готовятся к приему россиян, у которых проблемы со здоровьем. Если в прошлом году на курорте побывало больше 30 тысяч инвалидов, то в этом году подлечиться у моря смогут гораздо больше россиян. О специфике отдыха на полуострове, а также об электронных больничных и проблемах с обеспечением инвалидов средствами ухода на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказал глава Фонда социального страхования Андрей Кигим.
Читать на сайте RG.RU
"Деловой завтрак" с Андреем Кигимом

Погода показывает, что через неделю начнется высокий курортный сезон. Будут ли в этом году россияне отправляться по линии Фонда соцстраха в Крым? Какова готовность крымских санаториев?

Андрей Кигим: Конечно. Уже в прошлом году на курортах Крыма отдохнули более 30 тысяч человек. На эти цели мы получили более 1 миллиарда рублей. Санатории и дома отдыха в данный момент готовятся к приему россиян, у которых проблемы со здоровьем.

В прошлом году у них был переходный период, когда они должны были работать в том же формате, как и раньше - без новых лицензий и аттестаций. Но практика показала, что все по-разному готовы к приему инвалидов (а мы работаем именно с этой категорией граждан).

На майские праздники российские туристы выбрали Сочи и Крым

Часть санаториев в итоге решила, что не готова справиться с этой задачей, а часть начала организовать доступную среду - пандусы, туалеты, специальные медицинские процедуры. Скоро в Крыму пройдет Госсовет, посвященный санаторно-курортному отдыху, где все эти вопросы нам предстоит обсудить. Мы полностью поддерживаем модернизацию санаториев. И если деньги будут выделены, то мы поможем с организацией отдыха для инвалидов.

Специфика отдыха в Крыму заключается в том, что россияне - часто с сопровождающими - прилетают на отдых и лечение самолетом, а это немного дороже. Нас это не пугает, мы готовы с этим справиться.

Как проходит эксперимент с электронными больничными?

Андрей Кигим: Хочу сразу отметить, что Фонд отвечает не за лечение гражданина, а за выплату ему потерянного заработка. Больницы и поликлиники выписывают больничные, на основании которого мы делаем расчет.

Первые три дня эту функцию осуществляет работодатель, после чего подключаемся мы. Практика показала, что этой бюрократической работой занимаются около 1300 наших специалистов: проверяют подпись врача и подлинность самого документа. По сути, сегодня проверке подлежит около 50 процентов всех больничных, которых в год выдается более 48 миллионов. То есть все свое рабочее время эти люди должны ходить по больницам и проверять качество бумаги. Это неправильно.

Конечно, есть фальшивые больничные, особенно там, где предприятие банкротится, но их можно выявить и менее затратными методами - через Сеть. Электронные услуги прочно вошли в жизнь россиян - они заказывают по интернету пиццу, билеты на самолет и так далее. Почему бы и некоторые услуги здравоохранения не сделать электронными?

Примером может служить опыт прибалтийских стран, которые уже перешли на электронные технологии. В рамках местной системы электронного взаимодействия Фонд сегодня в состоянии получить справку из больницы, сведения из налоговой службы и пенсионного фонда, чтобы посчитать среднюю зарплату и без проблем начислить людям потерю заработка. Эти подходы были озвучены Дмитрию Медведеву на правительственной комиссии по информатизации осенью прошлого года. Он дал согласие на эксперимент. И эти полгода мы вместе с Минздравом смотрим, как в Белгороде и Астрахани происходит обмен информацией между больницами и нашим Фондом.

Минтруд предложил снизить расходы на подгузники и коляски для инвалидов

Это не так сложно, ведь многие медучреждения уже автоматизированы в рамках информатизации здравоохранения, врачи там давно в электронном виде заполняют историю болезни. И теперь больничные можно не распечатывать, а пересылать нам в электронном виде. Надеемся, что это будет удобно для врачей, пациентов и самое главное - мы сможем перепрофилировать своих сотрудников на оказание услуги, связанной с психологической помощью пациентам. На сегодняшний день такой услуги в фонде в расширенном варианте нет.

Как ситуация с подгузниками для взрослых складывается в регионах?

Андрей Кигим: Тема для нас болезненная. Более 90 процентов жалоб посвящено как раз обеспечению подгузниками. И это притом, что бюджетное финансирование этой услуги у фонда меньше трех процентов.

Подгузники - это востребованные изделия и, к сожалению, 70 процентов из них производится за границей. В России, если не считать иностранные компании, которые организовали здесь производство, сильных игроков, которые могли бы составить им конкуренцию, нет.

Один из путей, с помощью которого мы пытаемся решить проблемы нехватки этих изделий - это помощь бизнесу наладить собственное производство. Мы готовы объяснить предпринимателям, что те 3 миллиарда рублей, которые мы выделяем на эти цели, вполне могли бы идти для закупки подгузников у отечественных производителей. Им только надо составить нормальный бизнес-план. Минтруд, Минтромторг в этом направлении движутся. Это был бы правильный вариант - наладить такое производство.

Полную версию "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "Российской газеты".

"Деловой завтрак" с Андреем Кигимом
Соцзащита ЮФО Социальный фонд