Однако в силу своей врожденной гибкости и мобильности малый бизнес живо интересуется и другими сегментами экономики. Много ли МСП в промышленности? Нет, но это не означает, что малые технологические и производственные компании, которые во всем мире составляют основу инновационного потенциала национальных экономик, не нужны России. Еще как нужны! Правда, сколько лозунгами о диверсификации малого бизнеса в пустоту не кидайся, дело не сдвинется с мертвой точки без по-настоящему благоприятных условий для предпринимательской деятельности - от качественных кадров до доступных арендных ставок. Различными мерами различных органов власти мы с различным по успешности эффектом латаем имеющиеся дыры. А есть ли рецепт, способный разом решить целый комплекс острейших для бизнеса проблем?
Сразу оговорюсь - чудес не бывает. Большой пласт трудностей и барьеров, с которыми приходится сталкиваться российскому предпринимателю буквально каждый день, так просто не разрешить. Однако есть методики, позволяющие даже на нашей непаханой ниве взращивать уникальные бизнесы и показывать удивительные результаты. Я о кластерном подходе, который является сильнейшим катализатором количественного и качественного роста МСП. А все потому, что здесь работают как единое целое производственные, научно-исследовательские, образовательные компании, производители оборудования и поставщики услуг. И все они работают вместе для усиления конкурентных преимуществ конечного продукта. Такой подход взят на вооружение многими странами - не только с развитыми, но и развивающимися экономиками. Есть достойные примеры кластерного подхода и в нашей стране.
В 2008 году "ОПОРА России" провела исследование "Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий", в ходе которого мы рассмотрели возможности развития 5 кластеров различной отраслевой направленности, в разных субъектах РФ. В частности, досконально разбиралась деятельность автомобильного кластера в Республике Татарстан (Камский индустриальный парк "Мастер"). Этот кластер возник вокруг технологических цепочек, состоящих из последовательных стадий обработки первоначального сырья. "Мастер" демонстрирует высочайшую степень своей эффективности, которая позволила ему без значимых потерь пройти пик кризиса 2008-2009 гг.
К слову, именно кризис правильное время для важных и больших перемен. И тому есть ряд предпосылок. Во-первых, рост безработицы замедляет потребительский спрос, что сдерживает развитие местного бизнеса. Во-вторых, МСП не хватает развитой инфраструктуры и средств для становления и развития - резко выросли финансовые затраты (аренда, тарифы), сократилась доступность финансовых ресурсов, которых и в спокойные времена малому бизнесу никогда не хватало. В-третьих, у властей на региональном уровне всегда мало денег на то, чтобы заниматься территориальным развитием. И они уж точно не являются "коммерсантами", отдавая приоритет "социалке". При этом очевидно, что решение социальных проблем без экономического роста невозможно. В-четвертых, у потенциальных инвесторов нет четкого представления о потребностях того или иного региона. Кластеризация же, де-факто, придумана для того, чтобы сообща делать то, что трудно или практически невозможно поодиночке. А в конечном итоге, кластерный подход позволит повысить инвестиционный потенциал региона. Одним из основных факторов успеха при создании кластера является появление новой культуры отношений между разными участниками. Это в каком-то смысле идеологический момент, способствующий сближению позиций бизнеса, власти, науки, общественных интересов и экономической целесообразности.
Нельзя сказать, что кластеры в России не в чести. Кластерной политикой занимаются на федеральном уровне - центр формирования и реализации таких инициатив в Министерстве экономического развития России. Появляются протокластеры, среди которых нельзя не упомянуть "Сколково". И, возможно, ожидания от этого проекта несколько превосходят реальность, но нельзя не отметить стремление сформировать в России собственную "Силиконовую долину". В США симбиоз инноваций, мер поддержки бизнеса, образовательных технологий, заинтересованности как государства, так и частных инвесторов, позволил появиться на свет уникальному явлению, растиражированному затем по всему миру - от Индии до Германии. В последней, например, хорошо известна "Саксонская кремниевая долина". Это конгломерат предприятий по производству микроэлектроники, фотогальваники и полупроводников, расположенный вокруг Дрездена. В этом кластере 300 фирм с общей численностью персонала свыше 30 тыс. человек.
Но, говоря о кластерной политике в России, нельзя не сказать о том, что ее противников в нашей стране предостаточно. Аргументов у них много, но самый "убойный" заключается в том, что кластеризация снижает диверсификацию внутри региона, а значит, делает его экономику менее стабильной. На это я могу сказать только одно - не надо сравнивать кластер с крупными предприятиями, составляющими основу российских моногородов. Все их беды как раз в том, что крайне мало в таких городах МСП. А в кластере ситуация прямо противоположная. Здесь по определению функционирует большое число малых компаний, которые в конкурентной борьбе создают продукт более высокого качества. А если надо будет, то смогут быстро перепрофилировать свое производство и любой кризис переживут, не волнуйтесь.
Но, как всегда, "дьявол в деталях". Для успеха кластерной политики необходимы новые подходы к формированию базовых условий, среди которых выделение участков, перестройка транспортно-логистической системы, упрощенный порядок получения разрешения на строительство, доступность финансовых ресурсов и т.д. И все эти вопросы должны решаться параллельно. Большим подспорьем станет развитие системы локализации. Курс на импортозамещение, так или иначе, должен привести нас к ситуации, при которой все больше компонентов будет собираться в России. А значит, к "якорным" предприятиям неизбежно подтянутся малые компании. Как добиться этого? Конечно, через новый уровень создания технологий, через конкурентоспособность нашего образования и университетской науки, через включение в процесс институтов развития. А здесь не обойтись и без кардинального обновления профессиональных образовательных стандартов и дуального образования. Иными словами, одно условие тянет за собой другое. И без реализации большого комплекса необходимых мер об эффективной кластерной политике можно будет лишь мечтать.