28.04.2015 00:06
Культура

Никоненко: В фильме "Охота жить" актеры готовы были сниматься бесплатно

У Сергея Никоненко в фильме по рассказам Шукшина актеры снимались почти бесплатно
Текст:  Светлана Мазурова
Российская газета - Федеральный выпуск: №90 (6661)
На завершившемся российском кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине Ленинградской области приз зрительских симпатий получил фильм "Охота жить" по мотивам рассказов Василия Шукшина. Сергей Никоненко выступил в нем в качестве режиссера, соавтора сценария и исполнителя одной из главных ролей. Cыграли в фильме замечательные артисты Валерий Баринов, Нина Усатова, Станислав Любшин. О том, как появилась эта картина, рассказал "РГ" Сергей Никоненко.
Читать на сайте RG.RU

Получая приз, вы сказали гатчинским зрителям, что фильм создавался совсем на маленькие деньги, но это не помешало актерам работать с удовольствием.

Сергей Никоненко: И актеры готовы были сниматься бесплатно! Замечательный литературный материал. Я вспомнил Мейерхольда, сказавшего когда-то, что режиссер должен много получать за постановки, но две пьесы ставить бесплатно, как награду: это "Ревизор" и "Гамлет"... В основе фильма - три рассказа Шукшина: "Билетик на второй сеанс", "Осенью", "Охота жить".

Бюджет невелик, но снимали вы не в студии, не в Подмосковье, а на Алтае и в Калужской области.

На этой неделе выдет в прокат ремейк фильма "А зори здесь тихие.."

Сергей Никоненко: В Калуге у меня есть друзья, они помогли. Еще за год до съемок я объявил на экспертной комиссии Фонда кино, что хочу снять фильм к 85-летию со дня рождения Василия Макаровича. У меня уже есть два фильма по его произведениям: "Елки-палки!" (1988 год), "А поутру они проснулись" (2003 год). (Последний фильм на фестивале в Гатчине в 2004 году был награжден "За верность шукшинской теме в осмыслении загадок русской души". - "РГ"). Большинством голосов мой проект "задвинули". Фаворитом была Валерия Гай Германика. Тогда я понял, что теперь "другие юноши поют другие песни". Преподаватели ВГИКа лоббировали свои проекты и проекты своих учеников, я их понять могу и зла не держу. Тем не менее мы картину сняли. Съемочная группа была небольшой. Я говорил: "Ребята, у нас немного денег, но есть Шукшин, а у них - много, но нет Шукшина". И справедливости ради надо сказать, что министр культуры Мединский сказал, что такой фильм - благородное, святое дело и выделил нам небольшую сумму. Я звонил актерам, звал, обошлись без проб. Нине Усатовой: "Ниночка, я снимаю по Шукшину, прочитай сценарий". Она: "С радостью! Всё брошу!" Так же и Баринов, и Любшин. Я поставил перед собой задачу отказаться от всякой попытки что-то форсировать, играть. Надо было прожить эту жизнь! Нина Николаевна прилетела: как фейерверк - раз, и снялась. Ах, какая очаровательная! Мы с ней снимались 15 лет назад в "Дикарке" по Островскому, а недавно сыграли мужа и жену в сериале "Станица".

В титрах фильма есть Никанор Никоненко и Петр Никоненко. Это же не просто случайные однофамильцы?

Сергей Никоненко: Петя - мой внук, это мальчик, который идет по дороге в начале и в конце фильма, он снимался бесплатно. И коза однорогая - бесплатно, очень она мне понравилась! Никанор - сын, работал на площадке ассистентом, он окончил Высшие режиссерские курсы у Аллы Суриковой и Владимира Фокина.

Жаль, что у фильма не было проката!

Сергей Никоненко: Этим уже не я занимаюсь. Что мне по этому поводу делать - переживать? У меня других дел полно. Есть Есенинский культурный центр в Москве. Меня избрали президентом "Акуловой Горы" в Пушкино, под Москвой. Там открыли музей Маяковского, поставлен потрясающий бюст поэта. На средства удивительного человека - протоиерея Андрея (Дударева), восстановившего музей. Я ему дал "наводку" на скульпторов Селивановых, отца и сына, они сделали замечательный памятник Льву Николаевичу Толстому. В Пушкино 10 мая будет торжественное открытие танка в связи с 70-летием Великой Победы. Я прочту "Василия Теркина": "Только двое тех танкистов, / Тот водитель и стрелок, / Все глядят на гармониста - / Словно что-то невдомек".

Правда, что вы пишете сейчас мемуары?

Сергей Никоненко: Я пытаюсь писать, но что-то медленно у меня идет, никак не могу выйти из самого раннего детства. Вспоминаю, как мне повезло, кого я видел в детстве. Матрону Московскую, Святую Русской православной церкви! Как я определил, что это именно она? Купил книжку про нее, а там написано, что она проживала с 1942 по 1949 год в Староконюшенном переулке Москвы и каждый день проводила в Филипповской церкви неподалеку. А меня туда водила прабабушка. Эта маленькая церквушка еще в XVI веке, при Иване Грозном, стояла. Я помню слепенькую старушку, вокруг которой собирались женщины. К сожалению, я не общался со Святой Матроной, она не прикоснулась ко мне.

Естественно, спрошу о планах. Играть вам еще хочется?

Сергей Никоненко: Ох, у меня планов! Было бы у меня столько денег, сколько планов, - я бы все реализовал. Кино бы снимал. Пока хочется, еще не наигрался. Хотя, конечно, теперь не то, что 40 лет назад: три ночи не спишь - и всё тебе нипочем. Теперь уже режим дня соблюдать надо.

Наше кино