Получая приз, вы сказали гатчинским зрителям, что фильм создавался совсем на маленькие деньги, но это не помешало актерам работать с удовольствием.
Сергей Никоненко: И актеры готовы были сниматься бесплатно! Замечательный литературный материал. Я вспомнил Мейерхольда, сказавшего когда-то, что режиссер должен много получать за постановки, но две пьесы ставить бесплатно, как награду: это "Ревизор" и "Гамлет"... В основе фильма - три рассказа Шукшина: "Билетик на второй сеанс", "Осенью", "Охота жить".
Бюджет невелик, но снимали вы не в студии, не в Подмосковье, а на Алтае и в Калужской области.
Сергей Никоненко: В Калуге у меня есть друзья, они помогли. Еще за год до съемок я объявил на экспертной комиссии Фонда кино, что хочу снять фильм к 85-летию со дня рождения Василия Макаровича. У меня уже есть два фильма по его произведениям: "Елки-палки!" (1988 год), "А поутру они проснулись" (2003 год). (Последний фильм на фестивале в Гатчине в 2004 году был награжден "За верность шукшинской теме в осмыслении загадок русской души". - "РГ"). Большинством голосов мой проект "задвинули". Фаворитом была Валерия Гай Германика. Тогда я понял, что теперь "другие юноши поют другие песни". Преподаватели ВГИКа лоббировали свои проекты и проекты своих учеников, я их понять могу и зла не держу. Тем не менее мы картину сняли. Съемочная группа была небольшой. Я говорил: "Ребята, у нас немного денег, но есть Шукшин, а у них - много, но нет Шукшина". И справедливости ради надо сказать, что министр культуры Мединский сказал, что такой фильм - благородное, святое дело и выделил нам небольшую сумму. Я звонил актерам, звал, обошлись без проб. Нине Усатовой: "Ниночка, я снимаю по Шукшину, прочитай сценарий". Она: "С радостью! Всё брошу!" Так же и Баринов, и Любшин. Я поставил перед собой задачу отказаться от всякой попытки что-то форсировать, играть. Надо было прожить эту жизнь! Нина Николаевна прилетела: как фейерверк - раз, и снялась. Ах, какая очаровательная! Мы с ней снимались 15 лет назад в "Дикарке" по Островскому, а недавно сыграли мужа и жену в сериале "Станица".
В титрах фильма есть Никанор Никоненко и Петр Никоненко. Это же не просто случайные однофамильцы?
Сергей Никоненко: Петя - мой внук, это мальчик, который идет по дороге в начале и в конце фильма, он снимался бесплатно. И коза однорогая - бесплатно, очень она мне понравилась! Никанор - сын, работал на площадке ассистентом, он окончил Высшие режиссерские курсы у Аллы Суриковой и Владимира Фокина.
Жаль, что у фильма не было проката!
Сергей Никоненко: Этим уже не я занимаюсь. Что мне по этому поводу делать - переживать? У меня других дел полно. Есть Есенинский культурный центр в Москве. Меня избрали президентом "Акуловой Горы" в Пушкино, под Москвой. Там открыли музей Маяковского, поставлен потрясающий бюст поэта. На средства удивительного человека - протоиерея Андрея (Дударева), восстановившего музей. Я ему дал "наводку" на скульпторов Селивановых, отца и сына, они сделали замечательный памятник Льву Николаевичу Толстому. В Пушкино 10 мая будет торжественное открытие танка в связи с 70-летием Великой Победы. Я прочту "Василия Теркина": "Только двое тех танкистов, / Тот водитель и стрелок, / Все глядят на гармониста - / Словно что-то невдомек".
Правда, что вы пишете сейчас мемуары?
Сергей Никоненко: Я пытаюсь писать, но что-то медленно у меня идет, никак не могу выйти из самого раннего детства. Вспоминаю, как мне повезло, кого я видел в детстве. Матрону Московскую, Святую Русской православной церкви! Как я определил, что это именно она? Купил книжку про нее, а там написано, что она проживала с 1942 по 1949 год в Староконюшенном переулке Москвы и каждый день проводила в Филипповской церкви неподалеку. А меня туда водила прабабушка. Эта маленькая церквушка еще в XVI веке, при Иване Грозном, стояла. Я помню слепенькую старушку, вокруг которой собирались женщины. К сожалению, я не общался со Святой Матроной, она не прикоснулась ко мне.
Естественно, спрошу о планах. Играть вам еще хочется?
Сергей Никоненко: Ох, у меня планов! Было бы у меня столько денег, сколько планов, - я бы все реализовал. Кино бы снимал. Пока хочется, еще не наигрался. Хотя, конечно, теперь не то, что 40 лет назад: три ночи не спишь - и всё тебе нипочем. Теперь уже режим дня соблюдать надо.