В Росрыболовстве эту ситуацию понимают и открыто говорят о существующих проблемах. В интервью "Российской газете" руководитель ведомства Илья Шестаков рассказал, кто прав в споре рыбаков и переработчиков, что делать со старыми причалами и когда государство на закупках начнет отдавать приоритет отечественной рыбе.
Ассортимент и цена на рыбном прилавке - прямое отражение всех этих процессов. Подробно о ситуации в отрасли "РГ" писала 15 марта 2015 года в статье "Как рыба об лед". И сегодня мы продолжаем тему: почему дешевая рыба не доплывает до наших прилавков и как ее направить по правильному маршруту.
Илья Васильевич, цены на рыбу продолжают расти уже несколько месяцев. Когда они хотя бы остановятся?
Илья Шестаков: В зависимости от вида рыбы и региона цены все-таки движутся разнонаправленно. Одни виды дорожают, другие - дешевеют. Причем в последнее время снижаются цены на большинство видов. Сейчас идет период активной путины, а также укрепляется курс рубля. К сожалению, некоторых видов рыбы мы добываем недостаточно, чтобы удовлетворить потребности рынка. Прежде всего, речь идет об атлантическом лососе и атлантической сельди.
Однако есть возможности по замещению схожей отечественной продукцией, и они уже частично реализуются. Например, вместо импортной семги наши рыбаки предлагают дальневосточные кету, нерку и горбушу, а вместо атлантической сельди - дальневосточную, которая, к слову, в основном и потреблялась в советское время. Кроме того, будет работать рыночное правило. Если отдельные виды рыбы станут слишком дорогими, то потребитель перейдет на другие. Рынок должен найти баланс. Наша задача - обеспечить эффективную работу отрасли, чтобы предложение, в итоге, увеличивалось. Это обеспечит максимальную доступность рыбы для населения. Но общий уровень цен, к сожалению, пока будет оставаться выше докризисного уровня.
Среди экспертов есть мнение, что у нас на прилавках не так много собственной рыбы, как могло бы быть, из-за того, что добытчикам и покупателям трудно найти ценовой баланс. Одни хотят продать дороже, другие хотят купить дешевле. Что сделать, чтобы всем было хорошо, и чтобы рыба шла на российский берег?
Илья Шестаков: Во-первых, та цена, которую мы видим на полках магазина - это не цена рыбака. Зачастую она отличается в несколько раз в силу того, что в цепочке от берега до покупателя слишком много посредников.
Во-вторых, если мы говорим о взаимоотношениях непосредственно рыбаков и переработчиков, то здесь нужно учитывать несколько вещей. Рыбопромышленники на своих судах зачастую сами производят первичную переработку рыбы, в том числе выпускают филе и другие виды полуфабрикатов, уже готовых к реализации. Шоковая заморозка позволяет сохранить изначальные пищевые и вкусовые свойства добытой в море рыбы. Причем, нельзя сказать, что рыбаки вообще не везут улов на отечественный берег. Пусть не всю рыбу, но привозят. Вопрос заключается в том, что в рамках рыночных отношений предприятия береговой переработки и рыбопромышленники не всегда могут найти компромиссное решение.
Переработчики здесь тоже в какой-то мере лукавят. Они заинтересованы в поставках только охлажденной рыбы. А ее в наших рыбохозяйственных бассейнах, где промысел ведется в основном на значительных расстояниях от берега, доставить очень тяжело. Покупать мороженую рыбу, которую может предоставить им большая часть рыбаков, береговым переработчикам не так интересно.
В конечном счете, здесь нет ни правых, ни виноватых. Просто нужно лучше координировать эти процессы. Эта проблема, прежде всего, касается Северного бассейна. Для ее решения в этом году пошли по пути заключения соглашений между рыбаками, переработчиками и региональным комитетом по рыболовству. Заинтересованные переработчики подают заявки о необходимых им объемах рыбы, а рыбопромышленники получают информацию о реальном спросе.
Кроме того, у нас там есть неиспользованные части научной квоты (выделенная для проведения научных исследований. - "РГ") и квоты, предназначенной для третьих стран, - в общей сложности это 11,5 тысячи тонн. Есть понимание, что этот остаток нужно распределить таким образом, чтобы обеспечить наибольшую загрузку перерабатывающих предприятий на берегу. И мы будем действовать, исходя из этой стратегии. Но нам нужно получить гарантии от рыбаков, занимающихся прибрежным промыслом, что эта рыба пойдет не на экспорт, а береговым переработчикам.
Автор:Инфографика РГ/Антон Переплетчиков/Василий Миронов
Для того чтобы российские рыбаки сократили поставки за рубеж и стали больше поставлять на отечественный берег, предлагалось ввести экспортные пошлины. Известно, что в Росрыболовстве эту идею обсуждали. Уже есть решение?
Илья Шестаков: Объемы поставок на внутренний рынок за последние полгода и так увеличились за счет сокращения экспорта. Сейчас мы планируем дополнительно стимулировать внутренний спрос именно на отечественную рыбную продукцию. С 22 по 28 апреля проводим в Москве фестиваль "Рыбная неделя", на котором, обычные покупатели могут ознакомиться с разнообразием российской рыбной продукции, а поставщики - наладить прямые контакты с магазинами и ресторанами. Кроме того, сейчас растут объемы добычи. Так что предложение рыбы увеличивается, цены сезонно пошли вниз.
С учетом этого считаем, что вводить экспортные пошлины пока преждевременно. Как-никак, это повышение фискальной нагрузки на бизнес. Идти на это нужно только в крайних случаях. Но мы будем внимательно следить за ситуацией на рынке. А поскольку вопрос загрузки сырьем перерабатывающих предприятий остается актуальным, мы оставляем за собой возможность ввести те или иные административные меры, если ситуация серьезно ухудшится.
Рыбаки жалуются на дороговизну перевозки. В первую очередь это касается Дальнего Востока, где мы добываем большую часть рыбы. В путину цены взлетают в два раза. Были идеи субсидировать тарифы на перевозку или сравнять стоимость провоза рыбы в обычных вагонах и рефрижераторах. Как тут идут переговоры?
Илья Шестаков: От идеи субсидировать тарифы пришлось отказаться. В бюджете для этого сейчас недостаточно средств. Так что основная работа связана с выравниванием тарифов на перевозку рыбы в рефрижераторных и универсальных контейнерах. Сейчас это оптимальный способ облегчить доставку дальневосточной рыбы в центральную часть страны. Пока этот вопрос находится на межведомственном обсуждении.
Еще одна наша известная проблема - устаревшие порты. Вы говорили, что модернизировать их планируется за счет механизмов государственно-частного партнерства. Есть уже конкретные проекты? Может, китайцы или японцы готовы вложиться в наши порты?
Илья Шестаков: Здесь все тоже непросто. Причальные стенки, за которые отвечает Росрыболовство, юридически "привязаны" к владельцам прилегающей портовой инфраструктуры.
И речь в первую очередь о работе с этими компаниями. Поэтому инвестиции "под ключ" - это практически нереально. Как правило, компании готовы вложиться в строительство, например, холодильников на берегу. Но для этого нужны свободные припортовые территории. А их нет. Так что наша задача сейчас - стимулировать владельцев припортовой инфраструктуры, арендаторов причальных стенок вкладываться в развитие холодильных мощностей.
И как продвигается этот процесс?
Илья Шестаков: Не так быстро, как хотелось бы. У компаний есть долгосрочные договоры аренды - на 25, на 49 лет. У них есть свои бизнес-планы, которые не предполагают каких-либо инвестиций. И когда им говорят: "Так дальше не будет", - они с этим не согласны.
Мы чувствуем их активное сопротивление, которое идет даже через прессу. Мы понимаем, конечно, этим людям хочется, чтобы все осталось как есть. Они привыкли на этих причалах переваливать немного рыбы, а по большей части - уголь и металлолом, за которые платят больше. И при этом, платить копейки государству и жаловаться, что оно содержит причальные стенки в ненадлежащем состоянии. Это ненормально. И мы этот вопрос в ближайшее время будем поднимать на самом высоком уровне.
Хорошей поддержкой спроса на улов российских рыбаков должна стать норма, по которой при государственных и муниципальных закупках будет отдаваться предпочтение отечественной пищевой продукции. В том числе, рыбе. Последнее, что было слышно об этом: поправки находятся на межведомственном согласовании в правительстве. Есть вероятность, что в этом году они будут приняты, а со следующего - уже заработают?
Илья Шестаков: Работа над этим постановлением, и, правда, затянулась. По непонятным для нас причинам. Но тут стоит учитывать, что речь идет не только о рыбе, но и обо всей пищевой продукции. Так что тут нельзя рубить сгоряча. Минсельхозу нужно как следует просчитать возможные последствия.
Но в целом, препятствий для введения этой нормы мы не видим. Все вопросы и замечания, которые поступали от Федеральной антимонопольной службы, были урегулированы еще в прошлом году. Так что принципиальных возражений уже не осталось. Думаю, в этом году работа над документом вполне может быть завершена.
Уже можно говорить о результатах расследования, случившегося на траулере "Дальний Восток"? Эта трагедия повлечет изменение правил для рыболовецких судов?
Илья Шестаков: Следствие идет, окончательные выводы делать еще рано. Но по предварительной информации, подтверждается наша версия произошедшего: судно при выборе трала перевернулось в связи с тем, что не были заполнены танки двойного дна. В качестве балласта их заполняют топливом или, когда топливо заканчивается, - водой. Видимо, в данном случае правила были нарушены. Но, повторюсь, итоговые выводы сделает следствие.
Что касается ужесточения правил для рыбаков, то здесь необходимы взвешенные решения. Может получиться так, что из-за халатного отношения одного судовладельца, пострадают другие, порядочные участники рынка. Так что эти вопросы еще предстоит серьезно обсуждать. Но проблема, действительно, существует. И, возможно, мы пойдем на ужесточение правил для повышения уровня безопасности.
Кроме того, уже разрабатываются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов исполнительной власти по обеспечению безопасности плавания судов рыбопромыслового флота. Ситуация показывает, что на предыдущих этапах этому уделялось недостаточное внимание. Но, подчеркну, без понимания рыбопромышленниками своей ответственности за безопасность судна и экипажа даже самое жесткое нормативное регулирование не поможет избежать аварийных ситуаций. Еще в самом начале охотоморской путины, на совещаниях с рыбопромышленниками мы особо подчеркивали вопрос безопасности на промысле, но, увы, прислушались не все.
Есть вопросы и к работе спасательных судов. Имеющихся спасательных судов Росрыболовства, которые должны работать в таких чрезвычайных ситуациях, недостаточно. Плюс есть проблема с организацией их работы. Территориальным подразделениям Росрыболовства уже поручено проанализировать работу спасательных отрядов и дать предложения по повышению их эффективности, меры будут приняты.