28.04.2015 23:00
Власть

Федор Лукьянов: ХХ век принес не только триумф идеологий, но и их закат

Текст:  Федор Лукьянов (председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике)
Российская газета - Федеральный выпуск: №91 (6662)
На медиафоруме Объединенного народного фронта, который только что прошел в Санкт-Петербурге, среди большого количества прикладных вопросов обсуждали "Вызовы современной мировой журналистике". Оживленная дискуссия на сцене и в зале предсказуемо сместилась к обсуждению информационного противостояния, а потом и к экзистенциальным вопросам - существует ли свобода слова вообще? Присутствующие склонялись к отрицательному ответу. Удивительный вывод в эпоху полной информационной прозрачности...
Читать на сайте RG.RU
Медиафорум независимых региональных и местных СМИ

Один из величайших романов ХХ века - "1984" Джорджа Оруэлла - описывает жуткий мир, в котором грани между войной и миром, свободой и рабством, истиной и ложью просто не существует. Все определяется текущей целесообразностью - как нужно, так и подадут. Автор испытывал ужас перед европейской реальностью 30-40-х годов - формирование тоталитарных режимов в Германии и СССР, которые тогда, на фоне глубокого кризиса Запада, выглядели как прообраз всеобщего будущего.

Владимир Путин: Российские СМИ должны быть независимыми

Идеологический тоталитаризм оказался не столь долговечным, как боялся Оруэлл. Однако антиутопия начала обретать контуры, откуда не ждали. Стремительный прогресс технологий создал тотальную и всепроникающую коммуникационную среду. Парадоксальным образом оказалось, что абсолютная закрытость и абсолютная открытость зачастую имеют один и тот же эффект - они создают информационный диктат. Когда можно скрыть все или невозможно утаить ничего, есть и еще один неожиданно схожий результат - под сомнением оказывается достоверность информации.

Разница, впрочем, тоже существенная. В тотально закрытой системе есть ясный центр управления сознанием. А в тотально открытой - как раз его полное отсутствие порождает тягу к структурированию окружающей реальности, формированию системы координат. И тут в ход идут методы, старые как мир, ведь нет ничего более понятного для человеческого сознания, чем самоутверждение за счет противопоставления другому, антиподу. Иными словами - необходим образ врага, расставляющий все по своим местам.

В годы "холодной войны" все было проще - идеологическая конфронтация проводила четкую линию. Но ХХ век был в этом смысле скорее исключением из мировой истории. Никогда "до" идеологии не играли столь существенной, если не определяющей роли в международных отношениях, вероятнее всего, ничего подобного не будет и никогда "после". Это было кошмаром Джорджа Оруэлла, но с точки зрения структурной устойчивости мира обеспечивало беспрецедентную стабильность.

Федор Лукьянов: Успех России всегда напоминает Хиллари Клинтон о неудаче

ХХ век принес не только триумф идеологий в мировой политике, но и их закат. К концу столетия вроде бы выяснилось, какая из идеологий "единственно верная" (либеральная), потом, однако, в этом стали возникать все более серьезные сомнения. По крайней мере по части ее повсеместной применимости. Как бы то ни было, образовавшийся вакуум стал заполняться куда более традиционными формами идейной организации - такими, как национализм и религиозная принадлежность. И то и другое, естественно, проявляется в эпоху глобализации иначе, чем в классические времена.

Скажем, националистическая самоидентификация в условиях глобальной взаимозависимости и взаимного переплетения ищет новую опору, используя страх людей перед меняющимся миром и тем более апеллируя к архаическим и привычным образам и понятиям. В тех же обществах, которые считают себя наиболее продвинутыми в плане социально-политического развития, то есть на Западе, напротив, предпринимается попытка окончательно преодолеть традицию и перейти в новое наднациональное и надрелигиозное качество.

Как бы то ни было, вопросы идентичности, культуры в широком понимании занимают центральное место в политическом процессе. А там, где разная культура, естественно, и разные интерпретации происходящего. В результате возникает не только образ врага, но и все более расходящиеся картины мира, и причина не в злой воле и сознательной пропаганде (хотя и без этого временами не обходится), а в кардинально различных культурных бэкграундах. Идеологии скрепляли больше, они предоставляли более основательную методологию, которую можно было при желании понять и объяснить. Культуру же надо изучать и вникать в нее, что в международных отношениях явление не очень распространенное - акторы действуют, приписывая противоположной стороне собственную логику поведения.

Наиболее простой пример. Допустим, что в украинском сюжете была бы возможна совершенно стерильная подача фактов, лишенная какого-либо субъективизма (что на практике невозможно). Их толкование все равно никогда не совпадало бы, например, у России и Франции, ведь комплексы исторических, культурных ассоциаций, связанных с этими событиями, различаются кардинально. Украина никогда не будет для француза тем, чем для русского, и наоборот. Это объективная реальность.

А возвращаясь к коммуникационному миру - масштаб этого противоречия резко возрастает, глобальная среда становится гигантским увеличительным стеклом. Поскольку сфера эмоций и представлений гораздо менее рационализована, чем даже область идеологических догм, конфликт становится острее и опаснее, чем в годы "холодной войны". И никто пока не понимает, как это преодолевать.

Позиция