Почти в эти же дни Чехию тремя колоннами разрезает конвой американских бронемашин, который следует на свои базы в Баварии после крупных учений в странах Балтии.
Чешский президент Милош Земан, несмотря на беспрецедентное давление, оказанное на него и внешними силами, и политиками внутри страны, все-таки собирается приехать в Москву, чтобы принять участие в торжествах, посвященных 70-летию Победы над фашизмом, и отдать должное памяти тех, кто эту победу принес.
Одного из советских офицеров в эпопее "Освобождение" играет Мартин Стропницкий. Он был популярным актером в те годы, когда снимался фильм, а теперь стал министром обороны Чехии, горячим поклонником НАТО и жестким критиком России.
Во многих городах Чехии в эти дни проходят памятные встречи, митинги, возложения венков к могилам павших солдат - всего таких акций запланировано более ста. 26 апреля в городе Глучин на местном воинском кладбище будут торжественно захоронены найденные чешскими следопытами останки советского летчика, уроженца Украины, Василия Сташко. Ровно 70 лет назад его истребитель Ла-7 был сбит фашистами в этих местах.
В более чем скромной квартирке в не самом престижном районе Праги 85-летняя дочь генерала Ватутина пишет письмо российскому президенту В.В. Путину. Суть его такова: поскольку украинские власти взяли курс на уничтожение всех памятников, связанных с периодом советской истории, она просит главу государства перезахоронить прах отца на Мемориальном воинском кладбище под Москвой. Сейчас могила и памятник находятся в Киеве.
Елена Николаевна живет в Праге почти полвека. Так получилось. Вышла замуж за офицера чехословацкой армии, делила с ним все тяготы службы. Уже девять лет как вдова. В квартире многое напоминает об отце и о родине: фотографии на стенах, русская речь из радиоприемника. Память об отце в этом доме - фетиш.
Она ловко закуривает очередную сигарету, ставит на кухонном столе чашки с кофе, рассказывает. Пару недель назад ей позвонили из Киева знакомые. Сказали: тут у нас такое творится, все советские символы уничтожают. И посоветовали загодя позаботиться о памятнике отцу, чтобы и его не постигла участь свергнутых монументов.
Елена Николаевна задумалась.
Полтора года назад она была в Киеве почетной гостьей на торжествах по случаю 70-летия освобождения города от фашистов. Там тогда открыли новый музей, посвященный освобождению столицы Украины, его директор горячо заверял дочь генерала, что нет никаких оснований для тревог. И вот этот звонок.
Да тут еще сюжеты по телевидению: там валят с постамента Ленина, там накидывают петлю на шею изваянному в бронзе разведчику Кузнецову, а там громят бюст полководца Кутузова. И солдат, и генералов, и политиков - всех скопом в щебенку. В пыль. Украина теперь других героев возводит на пьедестал, имя им - бандеровские националисты. А ведь именно они, воины УПА, в начале 1944 года тяжело ранили командующего 1-м Украинским фронтом, освободителя Киева генерала Ватутина, после чего он скончался.
Плохо генералу сейчас на берегу Днепра. Неуютно. Потомки тех, кто стрелял в него в 44-м, опять могут тяжело ранить или даже убить. Вот почему после некоторых сомнений, посовещавшись с родственниками, Елена Николаевна решила отправить то письмо российскому президенту.
Она знает, что с инициативой перезахоронить останки легендарного Героя Советского Союза в Воронеже выходили местные воронежские власти. Говорит, что и на малой родине отца в городке Валуйки на Белгородчине тоже охотно бы пошли на это. Но ведь и ее можно понять: внук и правнуки полководца живут в Москве, они хотят быть рядом с их прославленным дедом и прадедом. И разве не имеют на это права?
Тень пробегает по ее лицу, когда речь заходит о скором празднике на Красной площади - в этот раз ей не придется там быть, врачи не отпускают в дальние путешествия.
Под моим осуждающим взглядом она лихо закуривает новую сигарету. Рассказывает. Как счастливо жили до войны в Киеве, где отец служил начальником штаба Киевского особого военного округа. Как после ранения Николая Федоровича привезли в украинскую столицу и присланные туда Сталиным лучшие врачи Союза боролись за его жизнь, но сделать ничего не смогли. Как Никита Хрущев стремительно ушел с похорон, потому что в тот день отмечал в Киеве свое 50-летие.
Я спрашиваю, верно ли, что в том же 44-м году погибли два других Ватутина - Афанасий и Семен, братья генерала армии? Так и было, тихо отвечает она. А еще одного брата, Павла, удалось после этого отозвать с фронта. И этот сюжет спустя много лет мог стать основой знаменитого фильма Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана". Скорее всего, никакого прообраза рядового Райана в армии США не существовало, его, как считают сами американцы, выдумал сценарист. Но история со спасением четвертого из братьев Ватутиных имела место: мать генерала, потеряв в боях за родину троих сыновей, обратилась к командованию с просьбой сохранить жизнь четвертому, и командование пошло ей навстречу.
Бывший рядовой сапер Павел Федорович Ватутин, по ее словам, так и жил до конца своих дней в родной деревне, работал простым бухгалтером. Хотя, нет, не простым. "Он был очень интересный человек, - поясняет Елена Николаевна. - Когда к нам в гости приезжал, то мы могли до утра с ним разговаривать. А когда он по случаю каких-то торжеств оказывался за одним столом с большими генералами или даже маршалами, то не робел, а внимательно за ними приглядывал: кто каким ножом орудует, как ложку-вилку держит. И тоже хорошо справлялся. Ох, хитрец".
Она наотрез отказывается фотографироваться: неважно выгляжу. Но зато приносит фото, сделанное в 1943 году под Харьковом, ей там четырнадцать лет, отец - в расцвете славы, командующий фронтами, герой Сталинградской и Курской битв. Разрешает мне сделать с этой фотографии копию.
...Вы можете спросить: а при чем здесь эта почти частная история и те эпические события, с перечисления которых я начал свои заметки? А вот при чем. В судьбе семьи генерала Ватутина, его братьев, его дочери, его памятника отражено само время. Увенчанный высокими орденами и званиями, Николай Ватутин двигал на врага армады танков и войск. Его родные братья Афанасий, Семен, Павел сражались в окопах, как рядовые той войны. Трое из четверых полегли. Дочь, породнившись с чехословацким офицером, давно живет в Праге, которую освободили советские солдаты 9 мая 1945-го.
Памятник генералу в Киеве могут осквернить обезумевшие потомки пособников фашистов, поэтому Елена Николаевна хлопочет перед президентом о его переносе.
Вот что у нас сегодня происходит.
Памятник Герою Советского Союза генералу Ивану Черняховскому в Польше могут разобрать на части и отправить на склад. С соответствующим запросом в Варшаву обратились власти города Пенежно, где находится монумент.
Как выяснили польские журналисты, запрос на демонтаж памятника Черняховскому был отправлен несколько дней назад. В соответствии с процедурой решение по таким вопросам, как правило, принимается в течение 65 дней. При этом, по данным СМИ, судьба памятника Черняховскому может решиться уже в мае.
Предложения демонтировать монумент советскому генералу в Польше звучали уже неоднократно. Так в январе 2014 года власти Пенежно приняли решение убрать памятник Черняховскому. Однако российская сторона отстояла это место памяти. "Памятник подпадает под действие российско-польского межправительственного соглашения о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий. Документ закрепляет обязательство сторон содержать и поддерживать в надлежащем порядке места памяти и мемориальные объекты в РФ и Польше и не допускает произвольных, несогласованных действий в этой сфере", - заявили в МИД России.
Но поляки словно объявили войну памятнику. И в стремлении избавиться от монумента Черняховскому они проявляют непреклонность и настойчивость. Местные жители даже пытались демонтировать памятник вручную, взяв на вооружение молотки. Полиция их задерживала, но спустя некоторое время отпускала без каких-либо наказаний.
Российская сторона неоднократно обращала внимание Варшавы на то, что памятник установлен в том месте, где Черняховский получил смертельное ранение. Более того, в соответствии с межправительственным соглашением памятник следует защищать, а не демонтировать. Но в Польше уверяют, что монумент советскому генералу для них не ценнее лома.
В комментарии для польских СМИ бургомистр Пенежно Казимеж Клейдо заявил, что рассчитывает получить разрешение на демонтаж памятника. По его словам, это должно повлиять на позицию российской стороны, которой польские коллеги предлагают забрать монумент или переместить на советское кладбище. "Если они не предпримут этих шагов, мы положим его на каком-нибудь складе, так как для нас этот объект имеет ценность лома", - сказал Клейдо.
Подготовила Анна Федякина