Каждый в нем видит что-то свое, особенно дорожа отдельными произведениями. Но при этом не стоит забывать об общем культурном контексте этого сравнительно молодого жанра, который за несколько десятков лет создал собственные каноны и традиции, своеобычные стили и направления. Что еще более важно, все эти творения так или иначе объединены неким словесно непередаваемым настроением, безошибочно свидетельствующим о принадлежности к одной культурной парадигме, на которой мы все выросли, впитав с первых лет осознанного существования опыт предыдущих поколений, особое, поэтическое видение мира, родную культуру, по просторам которой нас бережно вели чуткие руки художников, внимательный взгляд операторов, изобретательный ум режиссеров и потаенные струны души композиторов.
Все вместе это и создает уникально живописное полотно, что, переливаясь, отражается в бездонных детских глазах, питает души, уча добру, состраданию, показывая многогранность человеческих чувств и раскрывая в игровой форме самые сложные парадоксы человеческой натуры, с которыми каждому придется столкнуться лично. Вера в победу добра над злом, воспитание уверенности в дне сегодняшнем и завтрашнем, интерес к бескрайнему миру и готовность принять его таким, какой он есть, оставляя при этом место для собственной импровизации и полета воображения - именно на этом воспитывались поколения детей как в нашей стране, так и ныне за ее пределами. Быть может, именно этот жанр визуального искусства объединяет нас, живущих теперь в лоскутных частях некогда общего советского пространства, больше, чем что-либо, без слов дает нам возможность понять друг друга, навеки делая родными и близкими.
Приобретая значимость генетического кода, художественные переживания становятся всеобъемлющими, проникая в самые глубинные пласты нашего сознания. Кто знает, может, в какой-либо особо сложный момент жизни нам помогают воспрянуть именно детские воспоминания, неизбывная вера в то, что все непременно должно закончиться хорошо или хотя бы лучше, чем то, что подсказывает житейский опыт, а иногда и ядовитая усталость от самой жизни…
В силу этого нам так непросто дается знание о том, что у всех мультфильмов есть создатели. Да-да, мы смотрим на мир их глазами. Глазами необыкновенно талантливых, молодых душой людей, годами занимающихся кропотливейшим трудом по созданию и огранке художественных образов, заново открывающих для каждого произведения свою, новую Вселенную.
Мультфильмы "Черная курица", "Как тоску одолели", "Солнечное зернышко", "Я нарисую солнце", "Незнайка в Солнечном городе" - все это произведения Юрия Трофимова. И неслучайно в большинстве перечисленных названий присутствует слово "солнце". Солнце как жизнь, солнце как творчество, солнце как добро. Достаточно консервативные как по хронометражу, так и по внутреннему строению произведения получили новое развитие в творчестве Юрия Трофимова. Именно им или при непосредственном его участии были созданы первые мультипликационные сериалы, объединенные не только общими героями, но и общим сюжетом: "Приключения Незнайки и его друзей", "Волшебник Изумрудного города", "Сказки Дональда Биссета".
Гениальность художника, создающего произведения для детей, несомненно, состоит не только в узнаваемости его образов, но и в адаптации литературных произведений иностранных авторов к отечественным реалиям, делая их понятными маленькому зрителю, исходя из его пока что небольшого и очень конкретного опыта восприятия реальности, одновременно приоткрывая дверь в мировую сокровищницу культуры. У нас есть свой Винни-Пух, свой Буратино, но есть и свой английский писатель Биссет. Посмотрите на Дракошу, какой он трогательный! Всегда хочет, как лучше - но вот беда, во всем неуклюж. Но уже одно благое намерение вознаграждается, что же касается остального - помогут верные друзья. А Кот, он же абсолютно наш - ленивый деревенский кот, безмерно уважающий свою хозяйку, нисколько не гуляющий сам по себе, но с очаровательной хитрецой. И то, как он преодолевает почти неодолимую тягу к малиновому варенью, ставит общественное (излечение Вокзала) выше личного, когда Кот самоотверженно расстается с последней банкой драгоценного лакомства. Совенок, наконец. Тихий и скромный, но всегда приходящий на помощь в трудную минуту. В силу своей умилительности и малых размеров, он пробуждает особую эмпатию у маленьких зрителей. И вот, смотрите - взмахами своих крылышек, выражением глаз он комментирует происходящее, образно давая ребенку подсказки для осмысления сюжета.
Важнейшей составляющей советских мультфильмов была музыка, дающая еще один ключ к пониманию сюжета, где основная музыкальная тема и последующее ее развитие создает нужное настроение, отсылая к тем или иным эпизодам, сплетая воедино эмоциональную и сюжетную канву повествования. "Черная курица", один из шедевров советской мультипликации, состоялся благодаря уникальному творческому союзу композитора и музыканта Алексея Рыбникова (будущего автора "Юноны и авось") и аниматора Юрия Трофимова.
Отдельный пласт произведений Юрия Трофимова связан с народной культурой - три мультфильма из серии "Народные праздники", а также "Данило и Ненила" по мотивам замечательных сказок певца Поморья Бориса Шергина. Здесь и народные традиции, и русские костюмы, и замечательные орнаменты. Особенности традиционного сельского быта настолько ярко и живо изображены, что даже у человека, никогда в деревне не бывавшего или, что чаще, не видевшего там проявлений народной культуры, создается объемное о нем представление, затрагивающее нечто очень глубокое, гнездящееся на уровне архетипов в потайных закоулках собственной души.
Мультфильмы "Как тоску одолели", "Солдатский долг" содержат в себе очень важные художественные цитаты, музыкальные понятия и исторические отсылки. Мы видим выразительные образы жителей царства Тоски Зеленой, где главенствует алчность, обжорство, злоба и эгоизм. Они едят и спят, спят и едят. Едят без всякого удовольствия, и еда их не питает, не придает им сил, они вечно мрачны, разобщены и озлоблены. Ничего не напоминает в нашей с вами жизни? Их лица похожи на сюрреалистические портреты Дж. Арчимбольдо, но только до той поры, пока Принц и его Прекрасная Дама не снимают проклятие, лишая Тоску ее владений. Души, которыми Тоска завладела, предстают перед нами в виде бабочек, как в народных поверьях. Ну а сами главные положительные герои - сколько в их движениях узнаваемого по отечественному кинематографу! Итак, круг зрительных образов логически замыкается.
Юрий Трофимов занимался и книжной иллюстрацией. В издательстве "Просвещение" в его оформлении были выпущены учебники по методу Эльконина-Давыдова, пособия по развивающим играм, памятные многим со школьной скамьи учебники английского языка Верещагиной и Афанасьевой…
Осенью 2014 года на кинофестивале "Лучезарный ангел" Юрий Трофимов был награжден призом "За заслуги в области продвижения российского кинематографа". В этом же году с его участием был снят документальный фильм "Волшебники "Экрана", о творческом объединении "Экран", в создание и деятельность которого Юрий Андреевич вложил свою душу, творческие силы и время.
Юрий Андреевич принимал участие и в художественном оформлении нескольких кинокартин. Но все-таки делом его жизни были анимация и создание кукольных фильмов. А ведь рождение кукольного театра произошло за много столетий до появления "экранного" искусства. Анимация - это волшебство, пробуждение в неживом того мистического, что зовется anima, душа. А душа, она у художника всегда молода, открыта новым впечатлениям, доверчива к миру вокруг. Юные ученики Юрия Андреевича говорят в один голос: они потеряли не только наставника. Они потеряли близкого друга.