Дом в селе Старый Буздяк, который принадлежит бабушке, - по сути барак, построенный в послевоенное время. Разваливаться он начал много лет назад, однако своими силами Суфия Гайнутдинова отремонтировать его не могла: муж умер, детей нет. 11 лет назад племянник Фауль Гайнутдинов приехал проведать, как живет тетка, и ужаснулся. Печка развалилась, из щелей дуло, потолок начал обваливаться, дом промерз фактически насквозь. Он забрал родственницу к себе.
- Перед переездом к нам бабушка в 1994 году написала заявление, что дом находится в аварийном состоянии. Надеялась получить помощь, но, видимо, бумага затерялась. А она все эти годы верила: власти обязательно помогут, - рассказывает 66-летний племянник.
Три года назад комиссия сельсовета наконец признала: жить в доме Суфии Гайнутдиновой невозможно и опасно. В январе 2013 года ее поставили на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. В очереди она была 14-я. Но, к сожалению, чиновники забыли сообщить пенсионерке, что ей положено жилье по договору социального найма вне очереди. Лишь в конце прошлого года прокурорская проверка выявила нарушение прав пенсионерки.
Фото: Сергей Словохотов/ РГ
Прокуратура Буздякского района подала иск в интересах Суфии Гайнутдиновой, требуя восстановить справедливость. На суде глава сельсовета заявил, что женщине давно бы дали жилье, только вот свободных квартир у них нет, а новые дома не строят. Зато сотрудники районной администрации, выступавшие в качестве третьей стороны, дали заключение, по которому выходит: бабушка не малоимущая и может купить себе жилье самостоятельно... через 10 лет.
- В соответствии с федеральным законодательством сельские поселения должны обеспечивать жильем только малоимущих. Остальным нуждающимся - предоставляется из государственного жилого фонда. Есть утвержденная методика расчета для определения статуса малоимущего, которая учитывает стоимость налогооблагаемого имущества и ежемесячные доходы. Этот расчет определяет, достаточно ли у гражданина средств на самостоятельную покупку жилья в течение 10 лет. Если достаточно, он не малоимущий. Мы не говорим, что Суфия Гайнутдинова не имеет права на получение жилья, но ей могут выделить его только из госфонда, - отметил главный юрисконсульт администрации Буздякского района Альберт Зарипов.
Между тем в Госкомитете по строительству Башкирии корреспонденту "РГ" сказали, что дома, находящиеся в собственности у граждан, даже будучи аварийными ни под одну из правительственных программ по расселению не подпадают.
- Позиция администрации района меня просто удивляет. Такое чувство, что чиновники ждут не дождутся, когда моя тетя умрет. Я долго работал экономистом, потому перепроверил все расчеты администрации по их методике. У меня совершенно другие результаты, - заметил Фауль Гайнутдинов.
Администрация при расчетах за основу взяла среднемесячный совокупный доход бабушки в 12 726,7 рубля плюс ее землю под домом оценили в почти 41 тысячу рублей. В итоге выходит: за 10 лет пенсионерка сумеет накопить более 1,5 млн рублей. Что она будет есть и пить, на какие деньги жить, в заключении не уточняется.
У племянника-экономиста данные этой задачи несколько иные. По его расчетам, размер учитываемой пенсии Суфии Гайнутдиновой на 600 рублей меньше. К тому же в соответствии с законодательством из этой суммы нужно вычесть прожиточный минимум. В итоге за 10 лет доход составит 755 тысяч рублей. Стоит уточнить: квартира площадью 33 кв. метра в районе стоит 924 тысячи рублей. Так что даже если бабушка доживет до 116 лет, накопить нужную сумму не сможет.
Фото: Сергей Словохотов/ РГ
- Поймите правильно: дело не в квартире. У нас большой дом, где тетя может жить, но ведь она столько лет ждала помощи. Пусть жилье будет по соцнайму, пусть его заберут, когда она уйдет из жизни, мы на него не претендуем, главное, чтобы справедливость восторжествовала, - говорит Фауль Гайнутдинов.
Сейчас бабушка уже не ходит, практически ничего не видит. Без присмотра она не сможет. Но племянник уверен: если у пенсионерки будет квартира или дом, найдутся и те, кто будет ухаживать. К тому же радость от получения долгожданной квартиры прибавит ей и лет жизни.
В ближайшее время дело Суфии Гайнутдиновой будет рассмотрено в Верховном суде Башкортостана.