Напомню, в 2010 году при переходе на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр, магистр) привычные специальности были объединены в так называемые направления подготовки. При этом важнейшие специальности для предприятий промышленного комплекса, отвечающие за подготовку инженеров для основных производственных переделов (металлообработка, литье, сварка, штамповка и т.п.) были объединены в два направления: "Машиностроение" и "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств".
В январе 2015 года правительство РФ утвердило перечень приоритетных направлений подготовки для модернизации и технологического развития экономики РФ. Однако два упомянутых выше направления почему-то не попали в этот перечень. Неужели подготовка инженерных кадров для машиностроения и металлообработки, в том числе и для предприятий ОПК, не приоритетна?
Между тем данный перечень - это не просто бумажка. Он напрямую влияет на количество бюджетных мест в вузах, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Например, на 2016 год министерством образования и науки для Зауралья планируется выделение 223 бюджетных мест на технические направления подготовки, но только 8 процентов из них относятся к машиностроению и металлообработке. А ведь в Курганской области 76 процентов промышленности - обрабатывающие, в которых, в свою очередь, львиную долю (64 процента) занимают машиностроение и металлообработка. Эти отрасли остро нуждаются в кадрах.
Чтобы изменить ситуацию, необходимы совместные решения и действия промышленных предприятий, образовательных учреждений, администрации региона. Первоочередная мера - поддержка инициативы Российского союза промышленников и предпринимателей по корректировке перечня приоритетных направлений подготовки с учетом реальных потребностей машиностроительных предприятий.
Безусловно, на эффективность подготовки кадров влияет и множество других факторов. Одно из главных звеньев в этой цепочке - школа: именно там закладываются основы знаний будущих инженеров. А теперь посмотрим, как обстоят дела в школах. В 2014 году в Зауралье экзамен по физике сдавали 987 из 3763 выпускников школ (26 процентов). Из них 92 человека (9 процентов) его провалили, а 72 процента получили оценку "удовлетворительно". В КГУ поступили только 44 абитуриента с четверками по физике, остальные 203 первокурсника - троечники. Из отличников не поступил никто: вероятно, они уехали учиться в другие регионы. По опыту прошлых лет, половина троечников просто не доходит до выпуска. А многие толковые ребята, может быть, и хотели бы пойти на технические специальности, но боятся сдавать ЕГЭ по физике.
Где же заводам Зауралья брать инженеров? Считаю, что в какой-то мере исправить положение можно с помощью обязательного экзамена по физике, который необходимо ввести пока хотя бы на территории одной Курганской области. Конечно, кардинальное изменение ситуации с подготовкой инженеров - процесс длительный. Но без этого кадровую проблему в промышленности не решить.