Законопроект Алексея Тарнавского ("Справедливая Россия") и Антона Ищенко (ЛДПР) был принят в первом чтении 20 января. Проголосовав за поправки, Госдума согласилась с тем, что антироссийской пропаганде нужно поставить заслон. Цель поправок - противодействовать угрозе "цветных революций", блокировать попытки международных и иностранных структур влиять на умы наших граждан, бороться с распространением экстремистских настроений.
Согласно инициативе, признавать структуру нежелательной будет Генпрокуратура, после чего Минюст внесет ее в специальный перечень. После чего ее подразделения в России будут закрыты, ей запретят распространять информационные материалы (в том числе в Интернете), реализовывать проекты. Иностранным сотрудникам организации закроют въезд в РФ. По ограничениям структура из "черного списка" фактически приравнивается к экстремистской и террористической.
Поправками ко второму чтению уточняется, что нежелательными могут стать именно неправительственные организации. Коммерческие компании под его действие не подпадают. Еще одно новелла - банкам и некредитным финансовым организациям предпишут отказывать в проведении операций с участием таких структур. Речь может идти о блокировке счетов не только самих "нежелательных", но и тех, кому они перечисляли средства.
Ко второму чтению уточняются размеры штрафов за деятельность после попадания в "черный список". За первый промах они будут сравнительно небольшими - от 5 до 15 тысяч рублей (для граждан), от 50 до 100 тысяч (для юрлиц). А вот неоднократных нарушителей будут карать серьезнее - от 300 до 500 тысяч рублей, обязательными работами либо лишением свободы на срок от двух до шести лет.
В Генпрокуратуре уже заявили СМИ, что поддерживают инициативу депутатов, ведь РФ нужны рычаги влияния на несущие "деструктив" структуры. Согласно прогнозам экспертов, под действие резонансных поправок могут попасть такие известные организации как Transparency International, Human Rights Watch и Amnesty International. Глава Совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что принятие этого закона вынудит представительства крупнейших иностранных фондов прекратить работу в РФ. Правозащитников, в частности, смущает тот факт, что решение о "нежелательности" будет принимать не суд, а прокуратура.