Как говорил Франклин, кредиторы всегда отличаются лучшей памятью, чем должники. И, разумеется, в своем желании взыскать недоимки они абсолютно правы. Но обсуждение показало, что сделать это не так просто.
Выяснилось, что снижение уровня расчетов с конечными потребителями обусловлено в основном неплатежами со стороны бюджетных предприятий, а также организаций жилищно-коммунального хозяйства. Уровень расчетов за первый квартал 2015 года по данным группам потребителей составил 68 процентов, тогда как за аналогичный период прошлого года он превышал 100 процентов. Суммарная задолженность муниципальных предприятий ЖКХ регионов СКФО и Калмыкии на сегодняшний день составляет 1,7 миллиарда рублей. Только в первом квартале 2015 года прирост задолженности по бюджетным организациям и предприятиям ЖКХ был равен около 382 миллионов.
Вызывает недоумение, почему столь негативная тенденция возникла именно сейчас, когда финансово-экономическая ситуация, связанная с геополитическими условиями, начинает стабилизироваться? Понятны и объяснимы трудности с расчетами и платежами в условиях нестабильности, например, отечественной валюты, что, собственно, и происходило на финансовых рынках в прошлом году. Но чем объяснить сегодняшнюю задолженность, когда, казалось бы, обстановка становится более предсказуемой и устойчивой? Вопрос остается открытым.
Проблема с долгами населения не перестает быть актуальной, но платежная дисциплина жителей регионов стабильно растет. Эта позитивная тенденция. Кроме того, в отношении нерадивых плательщиков - физических лиц - существуют и вполне конкретные меры воздействия, как ограничительные, так и судебные.
А вот отдельные группы предприятий-потребителей, которые выполняют важные социальные функции, волевым решением снабжающей организации отключать от электроэнергии нельзя, чем должники охотно пользуются.
Еще одна уловка, которую не так давно обсуждали в СМИ, - практика преднамеренного банкротства предприятий-должников. Данную схему, как показывает статистика, чаще всего используют неплательщики из сферы ЖКХ, в частности предприятия водоснабжения и водоотведения. Как правило, они работают на базе муниципального имущества, накапливают задолженность за электроэнергию и банкротятся. А долги составляют сотни миллионов рублей.
По данным фактам гарантпоставщики (ГП) неоднократно направляли материалы в Главное управление МВД по СКФО, органы прокуратуры и другие инстанции, однако на сегодняшний день конкретных результатов еще нет.
Стремление руководства ГП не допустить лавинообразного роста данных проблем понятно. При этом вызывает определенный оптимизм то, что в решении вопросов тарифообразования и возврата долгов предприятиями ЖКХ принимают участие главы регионов и федеральные ведомства. Значительное внимание им уделяют министерство по делам Северного Кавказа, минэнерго РФ и аппарат полпреда президента РФ в СКФО.
Так, например, при поддержке минэнерго РФ до 2018 года для республик Северного Кавказа продлены особые условия тарифообразования, позволяющие формировать цены на ресурс для потребителей ниже, чем в большинстве регионов РФ. Значимость этой меры трудно переоценить. Что же касается отдельных предприятий-должников, то определенное адресное воздействие на них властные структуры различного уровня оказывают. Но, как говорится, в нужном деле лишних усилий не бывает. Именно поэтому гарантпоставщики вправе не только надеяться, но и рассчитывать на еще более эффективную поддержку со стороны властей.
Несмотря на сложившуюся ситуацию ГП не только полностью выполняют свои обязательства перед потребителями, но и ведут работу в рамках клиентоориентированной политики ОАО "Россети" и протокольных поручений премьер-министра РФ. Кстати, позитивная динамика их производственной деятельности по итогам 2014 года была отмечена на заседании правительственной комиссии по вопросам развития СКФО.
Так, в регионах открываются единые расчетные центры приема платежей за коммунальные услуги. Например, пилотный проект ЕРЦ, благодаря поддержке руководства КЧР, только что реализован в Усть-Джегуте. Такие же центры планируется открыть в Северной Осетии и Ингушетии. В столице Кабардино-Балкарии проект очередного ЕРЦ намерены реализовать во второй половине 2015 года. Существуют и другие программы, например проект "Умное село", который направлен на организацию эффективного дистанционного обслуживания потребителей электроэнергии и предоставление дополнительных услуг в труднодоступных и отдаленных селах. Аналогичная работа ведется по целому ряду смежных перспективных направлений.
На пресс-конференции журналисты задали множество других актуальных вопросов, на которые отвечали заместитель генерального директора ГП Анатолий Коробенков и директор по сбытовой деятельности энергокомпаний Юрий Муромцев.
Из состоявшегося разговора можно сделать выводы о необходимости и неотвратимости погашения задолженности в сфере энергопоставок. Но, как было неоднократно отмечено во время пресс-конференции, без активного участия и поддержки властных структур здесь обойтись трудно. Благо, что позитивные подвижки в этом плане уже имеются.