"Автостат" подготовил три сценария сбыта новых автомобилей в РФ в 2015 году (без учета сегмента LCV). Первый предусматривает "откат" рынка на уровень 2001 г., то есть падение на 55%. Второй сценарий предполагает снижение продаж на 42%. А согласно третьему, самому оптимистичному сценарию, грядущее падение рынка в 2015 году оценивается в 30%.
Резкое сжатие российского авторынка напрямую влияет на динамику спроса автомобилестроителей на полимерную продукцию. Более того, снижение количества заказов со стороны автоконцернов накладываются на собственные проблемы производителей полимерных компаундов и деталей, вызванные перепадами валютных курсов и удорожанием кредитных ресурсов. По мнению гендиректора компании "Инвентра" Николая Асатиани, девальвация рубля делает нерентабельным производство автокомпонентов из компаундов на дорогом импортном сырье и добавках. Тем временем многие импортные композиции не имеют российских аналогов или не соответствуют стандартам качества. Как следствие, детали из такого сырья не проходят сертификацию.
Тем не менее действующие требования программ по локализации, в которые вовлечены не только крупные автоконцерны, но и их поставщики, надо выполнять. Выступившие на 7-й международной конференции "Полимеры в автомобилестроении-2015" представители автобизнеса остаются привержены утвержденным долгосрочным стратегиям. "Ford Sollers активно работает с поставщиками в Татарстане в сфере нефтехимической продукции, и стратегия концерна по локализации останется неизменной даже с учетом падения продаж", - сообщил руководитель департамента закупок сырья компании Игорь Чефанов. Но потребительский спрос смещается в более низкую ценовую нишу, где конкуренцию выигрывает тот, кто лучше смог удержать рост себестоимости. Следовательно, сложившиеся условия стимулируют спрос на спецмарки полимеров и на компаунды российского производства.
На падающем рынке складывается уникальная ситуация, при которой локальные поставщики автокомпонентов и материалов получают серьезное преимущество перед импортной продукцией. А гипотетический прирост доли в заказах для автозаводских конвейеров за счет вытеснения зарубежных конкурентов может уравновесить общее снижение емкости рынка.
Но воспользоваться шансом будет непросто на фоне "запретительных" ставок банковских кредитов - расширение производства автокомпонентов требует инвестиций в исследования и разработки, закупок оборудования, специальных марок полимерного сырья, а попадание в заветный список сертифицированных поставщиков занимает месяцы и годы. Прозвучавшие во время форума примеры доказывают, что успешная локализация возможна только при тесном взаимодействии по всей цепочке производства - от сырья до готового автомобиля. А сложности финансирования могут быть преодолены через совместные проекты с мировыми производителями компонентов и грамотный поиск инвестиций. "Инвесторов сейчас действительно крайне немного, но они есть. Основательный подход позволяет привлечь инвестиции в капитал компании", - отметил старший советник по промышленности Международной финансовой корпорации (IFC) Александр Савинов.
Отрасль автокомпонентов находится и в сфере повышенного внимания государства. Минпромторг уже представил на суд правительства РФ 18 отраслевых планов по стимулированию импортозамещения, в том числе в химической промышленности. Возможно, будут увеличены ввозные таможенные пошлины. Как рассказал директор по развитию Russian Automotive Market Research Александр Козлов, ставки могут быть увеличены с нынешних 0-5% до 10-20% для зарубежных автокомпонентов, аналоги которых производятся в России.
За полтора года кризиса на авторынке минимальное падение продемонстрировали компании с наибольшим уровнем добавленной стоимости, произведенной в России, - пояснил "РГБ" Асатиани. - Эта тенденция очевидна всем игрокам рынка, и можно надеяться, что состоявшиеся на конференции дебаты помогут в достижении нового баланса в интересах и промышленности, и потребителей".