Он создает правовую основу для проведения в 2015 году в России добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках за пределами РФ, в том числе оформленных на номинальных владельцев. Это касается недвижимости, ценных бумаг, акций (долей) в капитале организаций, а также декларирования контролируемых иностранных компаний (КИК).
Декларанты будут освобождаться от уголовной, административной и налоговой ответственности, если нарушения, связанные с декларируемым имуществом, совершены до 1 января 2015 года. Освобождение от ответственности возможно только в пределах указанного в декларации имущества. Для его легализации в налоговый орган с 1 июля по 31 декабря 2015 года необходимо подать специальную декларацию, на которую будет распространяться режим налоговой тайны.
- Перечень видов имущества, на которые распространится налоговая амнистия, является достаточно узким, и в нем отсутствует наиболее актуальная для большинства налогоплательщиков категория в виде непосредственно денежных средств, при получении которых физлицом не была исполнена обязанность по уплате НДФЛ, - отмечает Екатерина Романова, юрист департамента международного налогового планирования юридической фирмы "Клифф". - Такое ограничение может свести к минимуму возможный ожидаемый положительный экономический эффект от амнистии. Кроме того, важно учитывать, что под освобождение от ответственности попадают деяния, в том числе неуплата налога, совершенные только до 2015 года. Исходя из этого, можно предположить, что текущая версия законопроекта будет актуальна для очень узкого круга налогоплательщиков.
Законопроект является половинчатым, так как с одной стороны речь идет об амнистии капиталов, заработанных с нарушением налогового законодательства, и одновременно с этим исключается возможность амнистии так называемых капиталов, полученных преступным путем, подчеркивает Евгений Корчаго, председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры":
- Однако на практике существует возможность возникновения ситуации, когда эти тонкие грани будут позволять правоприменителю трактовать те или иные нарушения, как попадающие под амнистию, так и не попадающие под нее, что несомненно отпугнет немалую часть предпринимателей от желания довести информацию о своих зарубежных активах до государственных органов. Ни для кого не секрет, что в современной российской правоохранительной системе погоня за статистическими показателями свела на нет не одну позитивную инициативу по улучшению бизнес-климата в стране.