По словам Дарьи Ядерной, гендиректора Y-Consulting, компании среднего ценового сегмента с недорогими брендами потеряли почти 60% продаж, тогда как марки класса люкс чувствуют себя более устойчиво из-за постоянного спроса со стороны лояльных покупателей и ультраобеспеченной аудитории. "Кроме того, сокращение зарубежного шопинга позитивно сказывается на продажах брендов класса люкс внутри страны. Сегодня многие покупатели, привыкшие отправляться за товаром за рубеж, оказались недостаточно платежеспособными, теперь они приобретают пусть меньше товара, но зато внутри страны", - говорит Дарья Ядерная. Она также добавила, что за первый квартал заграничные продажи дорогих брендов россиянам сократились в среднем от 27 до 31%.
Что касается недорогих брендов, то большинство компаний закупали новые коллекции на первый квартал в период проседания рубля и теперь они вынуждены работать с минимальной наценкой. Впрочем, даже в апреле, когда стабилизировался курс рубля, покупателей одежды больше не стало. Продажи сократились на 53% в штуках, а в деньгах рынок упал на 21%, до 142 млрд руб.
Игорь Ульянов, исполнительный директор Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром), отмечает, что непростая экономическая ситуация в стране привела к падению покупательского спроса как со стороны населения, так и в секторе B2B. Резко сократились объемы производства предприятий отрасли. По итогам первого квартала падение отмечено во всех подотраслях легпрома. В меньшей степени - в текстильной и кожевенной - около 6%, в большей степени - в обувной и швейной - 19% и 32% соответственно. "Объем производства в швейной подотрасли сократился на треть еще и потому, что большая часть предприятий отрасли работает в среднем ценовом сегменте, то есть потребителями продукции являются покупатели с уровнем достатка средним и ниже среднего. Многие делают выбор в пользу более необходимых вещей и продуктов, отказывая себе в желании купить, например, пятую пару обуви или шестой костюм, пусть даже недорогой. К тому же не секрет, что даже в среднем ценовом диапазоне одежда в большинстве своем шьется из импортных тканей и комплектующих, цена на которые подскочила в конце прошлого года. Что интересно, даже из-за стабилизации и понижения курса валют в последние месяцы цены на сырье остались практически неизменными. Вот население и не спешит с покупками", - комментирует Игорь Ульянов.
Впрочем, ретейлеры могут рассчитывать на рост рынка уже в ближайший месяц. Аналитики утверждают, что население не может долго воздерживаться от покупок. "Покупатели придут за обновками. Кроме того, долгое ожидание хорошей погоды должно способствовать повышенному спросу на летний гардероб. Если посмотреть на отраслевой фактор, то сезон начался очень поздно, некоторые поставки еще только приходят, часть из них была оплачена позже срока, то есть после пика валютного курса, что также делает ее чуть более доступной по цене", - отмечает Дарья Ядерная.
Кроме того, производители сделали акцент на яркие цветные вещи, которые в период отпусков будут пользоваться популярностью у клиентов. Однако покупатели не обнаружат на полках экстравагантных нарядов, так как те же производители делают выбор в пользу более практичных и популярных моделей. По словам Дарьи Ядерной, в этом году в ассортимент закладывались безрисковые базовые позиции, которые будут продаваться наверняка. "Осенний ассортимент будет более ярким, так как нужны дополнительные факторы привлечения потребителей. Оплаты за осеннюю коллекцию проводятся сейчас и в августе, так что многое будет зависеть от курса летом. Тем не менее в среднем осенняя коллекция может оказаться дешевле, чем весенне-летняя - это парадокс, но с учетом нынешней экономической ситуации этого следует ожидать", - сообщает она.
При этом купить практичный наряд удастся не у всех брендов. Низкая покупательская активность с начала года привела к закрытию многих магазинов с популярными марками. Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group, подтвердила, что наибольшие потери понесли российские компании среднего ценового сегмента: "Такие бренды, как SAVAGE, INCITY, FINNFLAIR, ZARINA, SELA, и особенно те компании, которые работают через франчайзинговых партнеров, то есть в цепочке поставок есть еще одно "дополнительное звено" - именно в этом сегменте падение продаж в штуках доходит до 40-50%, а в деньгах до 20-30%". Бренды эконом-сегмента (например Gloria Jeans, Modis) также отмечают падение, но в среднем оно самое меньшее по рынку. "А H&M говорит о росте продаж: в первом квартале текущего года компания заработала в России в рублях на 53% больше, чем за тот же период 2014 года", - рассказала Анна Лебсак-Клейманс.
В целом по итогам года аналитики прогнозируют сокращение российского рынка одежды и обуви на 25-35% в штуках, в денежном выражении его ждет небольшой рост на 3,5-4% - примерно до 3,21-3,22 трлн руб. "Проведенные опросы показывают, что люди со средним доходом и выше будут стремиться покупать меньше вещей, но сохранят при этом прежний набор брендов в своем гардеробе. В бюджетном сегменте люди будут покупать меньше, искать более дешевую одежду", - отмечает Анна Лебсак-Клейманс.
По результатам исследование Fashion Consulting Group, зимой в столице планировали экономить на одежде 75% покупателей. По словам эксперта, такая позиция покупателей сохранится в течение всего года и будет во многом зависеть от дальнейшей динамики цен, позиции рубля и общей экономической ситуации в стране.