То есть руководство ООО "Читауголь", которое является дочерним предприятием СУЭК, решило поискать бурое "золото" не на своем лицензированном участке, где, так сказать, слишком глубоко, а на соседнем, правда, государственном. И ведь нашло - и не сколько-нибудь, а свыше 11 млн тонн.
Минприроды впервые столкнулось со столь масштабным случаем незаконной добычи: мало того, что за пределами лицензионного участка и без соответствующей разрешительной документации, так еще и добыча шла на протяжении 12 (!) лет. Народная мудрость гласит, что простота хуже воровства. Именно с такой "простотой" и пытаются разобраться структуры МВД.
В принципе, история понятная каждому, кто ловил соседа, копающего ночью картошку в чужом огороде. Но это всё от бедности, а вот зачем извлекать из "не своих" недр понадобилось компании - лидеру угледобычи России? Например, в 2014 году на ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (ОАО "СУЭК") пришлось примерно 27,5 % всего добытого российского угля.
Компания обеспечивает 41% потребностей электроэнергетики страны в угольном топливе. Владелец тоже человек, мягко говоря, не бедный: неизменный, на протяжении свыше десятка лет, фигурант списка "Форбс" с яхтами-самолетами-недвижимостью за рубежом. На этом фоне бурый уголь смотрится как-то мелко, но только если не учитывать масштаба: лишние 7-8 миллиардов рублей карман не тянут. Тем более, когда пресловутый "карман", или, как говорят экономисты, центр прибыли, находится в специально приспособленном для этого офшоре.
Aкционером СУЭК является кипрский офшор SUEK PLC. Получается забавно: пока государство устанавливает виновных, недоумевает, как такое вообще могло произойти, и проводит деофшоризацию, у СУЭК всё хорошо. То есть уголь был, но уже нет, а налоги, если и уплачены, то по минимальной офшорной ставке и не в России.
В том, что СУЭК вся эта ситуация не сильно волнует, можно убедиться на сайте компании: поиск по названию "Читауголь" результатов не дает, а за многочисленными, в духе советского агитпропа, сообщениями о полевых кухнях, отдыхе школьников и госнаградах за трудовые подвиги не найти официальных объяснений сложившейся нехорошей ситуации с Татауровским углем. Видимо, каша, пусть даже из полевой кухни, но сваренная на чужом угле, всегда слаще?