Муниципалитеты могут получить право проводить конкурсы и заключать договоры с лучшими компаниями.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев готовит письмо в Госдуму с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта, касающегося организации транспортных перевозок в регионах. Когда он станет законом, исчезнет возможность для работы на рынке нелегальных перевозчиков.
"Российская газета" попросила сенатора прокомментировать ситуацию.
Валерий Николаевич, почему возникла необходимость вернуться к этому документу именно сейчас?
Валерий Васильев: Этот законопроект был принят в первом чтении еще в конце 2012 года, и с тех пор его никак не могут вынести для обсуждения во втором, основном, чтении. Даты все время переносятся, хотя многие регионы его обеими руками поддерживают.
По 131 федеральному закону, полномочия по организации транспортных перевозок в муниципалитетах возложены на местные власти, а лицензии на работу перевозчикам выдает федеральная структура - транспортная инспекция.
Сейчас по большому счету любой может получить лицензию на пассажирские перевозки, по факту уведомив муниципалитет, что будет работать, например, в центре города. И местные власти обязаны будут с этим считаться.
При этом часто одни транспортные маршруты перегружены, другие, наоборот, пустые. Кроме того, заставить перевозчиков брать льготников - головная боль. Многие отказываются возить пенсионеров и ветеранов, отозвать лицензию или наказать нарушителей муниципалитет не может. А транспортная инспекция на жалобы чиновников далеко не всегда реагирует должным образом. Законопроект, о котором мы говорим, устраняет эти противоречия.
В июле ваш комитет будет обсуждать проблемы дорожного строительства в России. Они не обострились в связи с корректировкой бюджета?
Валерий Васильев: Нет, будем строить и на этот год: несмотря ни на что есть большие планы по развитию протяженности автомагистралей. А спорим мы по методикам распределения денег. Финансов в регионах недостаточно и особенно важным является эффективное использование выделенных средств.
Дорожников часто упрекают в том, что стоимость строительства километра дороги у нас гораздо выше, чем в других странах. Почему?
Валерий Васильев: Как экономист и в прошлом дорожник, я ответственно заявляю: это устойчивый стереотип.
Судите сами: если брать одинаковые показатели, то стоимость строительства дорог у нас гораздо ниже, чем в Европе и США (если убрать из расчетов все подготовительные затраты).
Конечно, цена зависит от множества факторов и главный - территориальный, смотря где строим: в вечной мерзлоте, на Кавказе, где нужно возводить дорогостоящие туннели, или в средней полосе России. Кроме того, у нас цена - это совокупность затрат, а в той же Америке учитываются только затраты на само дорожное полотно, и в цену километра не входят отвод дороги, выкуп земли, свод леса, подготовка проектно-сметной документации.
А давайте сопоставим цифры.
Валерий Васильев: Если брать в среднем, то один километр дорожного покрытия по совокупности затрат обходится в России в 59-60 миллионов рублей, в США, в частности в штате Флорида, - 89 миллионов рублей, а в Неваде - более 300 миллионов рублей.
Так что для корректного сравнения предлагаю изменить механизм подсчета стоимости строительства дорог в России. Нам нужно также создать базу данных, которую можно было бы пополнять и с ее помощью объективно оценивать реальную стоимость работ. Эта база должна быть основана на детальном технико-экономическом анализе стоимости каждого из объектов, реализованных в сопоставимых условиях в Российской Федерации и за границей.
А что особенно важно для качества дороги? Технологии?
Валерий Васильев: Все важно. Качественная дорога - это не только новые технологии, но и элементы дорожной "одежды" (битум, гравий, песок). Если новую дорогу через год вымывает водой, то это говорит о низком качестве этих составляющих. В первую очередь битума, который был и остается всегда нашим национальным продуктом. Осела дорога - очень слабый щебень.
Куда же заказчик смотрел?
Валерий Васильев: Если наши переработчики нефти не в состоянии сделать хороший битум, то что могут сделать заказчики?
Как считаете, получится дать карт-бланш малому бизнесу в дорожном строительстве?
Валерий Васильев: Конечно, силами малого бизнеса мост, путепровод или дорогу не построишь. А привлечь его для нанесения разметки на дорогах вполне возможно.
И форм сотрудничества с крупным бизнесом предостаточно. Иногда горячие головы предлагают дорожную отрасль до 50 процентов отдать малому бизнесу. Но в законодательстве о торгах четко прописано: до 15 процентов госзаказа отдавать малому бизнесу. И это правильно.
Из свежих решений, какие, на ваш взгляд, меры поддержки малого и среднего бизнеса самые действенные?
Валерий Васильев: Налоговые каникулы очень важны. Снижение льготной налоговой ставки до одного процента.
Но есть другая проблема, и на эту тему я задавал вопрос министру финансов Антону Силуанову. Представьте на минуту, что какая-то область воспользуется правом снижать ставку до одного процента, а другая не воспользуется. Надо понимать, что бизнес из соседних областей весь снимется и будет там, где льготы.
Поэтому многим регионам в первые два года, на наш взгляд, все-таки придется компенсировать выпадающие доходы субвенциями из федерального центра. Министр финансов согласился, что проблема может возникнуть, поэтому министерство будет эту ситуацию мониторить.
Может быть, минфин предложит регионам снижать налоги кустовым методом. То есть чтобы регионы принимали решения по налоговым ставкам сообща.
Сегодня государство готово выделить на поддержку малого бизнеса до 100 миллиардов рублей. Но в регионах ситуация разная , и это надо учитывать при распределении господдержки. Мы, со своей стороны, будем следить за этим, чтобы не допустить дисбаланса.
Недавно Счетная палата направила в Совет Федерации аудиторский отчет о том, что за 10 месяцев 2014 года по программе поддержки малого бизнеса не выбрано ни копейки.
Надо разбираться, почему это произошло. То ли параметры в программе были заложены для бизнеса некомфортные, то ли еще что-то. Нужен подробный анализ.
Главное в любых программах господдержки - отсутствие кампанейщины, доведение дел до конца, ну и большая, нежели сейчас, активность самих малых компаний.
На прошлогоднем Санкт-Петербургском форуме мне понравилась дискуссия о причинах замедления темпов роста экономики. Многие предприниматели сетовали на коррупцию, а многие, с чем я согласен, - на зарегулированность экономики.
Столько избыточных законов принимаем, столько лишних законопроектов обсуждаем, вплоть до сертификации рабочих мест, что кажется уже абсурдом.
Например?
Валерий Васильев: Недавно отклонили инициативу депутатов Госдумы о введении обязательной калькуляции в ресторанах, чтобы посетители могли считать себестоимость блюд. Тоже абсурд.
А какую законодательную инициативу вы предлагали, но она не прошла?
Валерий Васильев: По механизмам финансирования спорта госкорпорациями.
Этот законопроект мы вносили с Вячеславом Фетисовым и Николаем Власенко.
Я, безусловно, за то, что спорт надо финансировать, но форма должна быть иная. Когда "народное достояние - "Газпром", к примеру, финансирует футбольный клуб "Зенит", то непонятно, почему не клуб " Балтика"?
А как предлагаете вы?
Валерий Васильев: Отчислять деньги в Российский футбольный союз, и тогда всем сестрам будет по серьгам, честно.