Поздравляя лауреатов с наградой, патриарх Кирилл напомнил присутствующим: русская духовная культура всегда была литературоцентричной. А без православных нравственных ценностей и ориентиров не было бы русского человека.
Христианская система координат, по мнению Святейшего, лежит в основе не только великих произведений русских классиков 19 века, но и продолжается жить в книгах хороших современных писателей. Однако, посетовал патриарх, при всем изобилии книг о нашем современнике, о политиках и военных, нет в новой литературе образа новомученника, святого.
- Я знаю только один пример святости, представленной в терминах художественной литературы. Это князь Мышкин из "Идиота" Достоевского, - признался Святейший и добавил, как литературный критик: Боже упаси создавать слащавые фольклорные образы. Нужен живой современник, с грехами и покаянием... Дай Бог, чтобы литература помогла нашему народу совершенствоваться образом святого человека.
В своем ответном слове лауреат Патриаршей литературной премии Юрий Бондарев был афористичным и мудрым:
- Без искусства нет добра, справедливости, нет великого почитания человека, - сказал автор "Горячего снега" и других книг о Великой отечественной, унесшей жизни миллионов его сверстников.
О том, нужны ли современному обществу книги, которые учат жить, "РГ" спросила у лауреата Патриаршей литературной премии, поэта и публициста Юрия Кублановского.
Юрий Кублановский: Убежден, что любой настоящий писатель, любое хорошее стихотворение, повесть или роман закаляют душу и, конечно, воспитывают человека. Хотя, честно сказать, в литературе, в том числе и русской, не мало и того, что душу не укрепляет, а разрыхляет, отравляет. Я бы тут назвал некоторые сатирические произведения Салтыкова-Щедрина, которые никак не способствовали укреплению российского социума. В ХХ веке в том же ряду талантливый "Мелкий бес" Федора Сологуба и много чего другого. Но все же внутри огромного русского культурного мира - это скорее "эксцессы", чем тенденция.
В целом же русская литература находится в русле христианского миропонимания. Это особенно заметно, если ее сравнить, например, с литературой французской, которая уже в 19 веке, когда у нас творили Достоевский и Толстой, и в шедеврах русской классики горел светлый православный огонь, была имморальной.
К кому обращаются лауреаты Патриаршей литературной премии, может ли быть сейчас широкой аудитория у писателей, которые призывают укреплять семью, а так же общественную и личную нравственностью?
Юрий Кублановский: Я считаю, что русская литература должна быть обязательным компонентом человеческого бытия. Во-первых, чтобы человек созревал обогащенным, не просто тупо верил в то, что говорит телевизор, а умел мыслить и получать наслаждение от прекрасного, детей и юношество надо воспитывать на серьезной литературе. И я верю, что по мере того, как будет укрепляться и расширяться православная паства в России, будет расти и аудитория Патриаршей литературной премии.
А вы считаете, что читатели лауреатов - в основном, люди верующие?
Юрий Кублановский: Конечно, люди с огоньком веры в груди. Я не представляю, что большой поклонник книг, к примеру, Сорокина будет читать произведения, которые получили премию Кирилла и Мефодия. Это совсем разные культурные полюса.
И все же, не кажется ли вам, что критерии отбора лауреатов слишком расплывчаты? Наверное, поэтому у обывателя весьма поверхностное представление о них, как о писателях, которые, пишут о жизни приходов, священниках и чудесах.
Юрий Кублановский: Премия еще молодая, недавняя, и честно сказать, мне она видится пока не устоявшейся, не сфокусированной в своих критериях. Думаю, что следует еще раз взвесить, кто же именно и за что ее может получать, чтобы не было никаких случайностей и никаких подковерных игр. Впрочем, вполне определенных манипуляций не удается избежать даже Нобелевке. Но премии с таким обязывающим названием нужно от всего этого поскорее освободиться.
Справка
В Палату попечителей, которые прямо на церемонии вручения выбирают победителя из числа номинантов "короткого списка", входят, в частности, сам патриарх Кирилл, а также такие светские ценители искусства писать, как ректор Литературного института Алексей Варламов, телеведущие Александр Архангельский и Юрий Вяземский, писатель Юрий Поляков и литературный критик Сергей Чупринин.
Впервые Патриаршая литературная премия была вручена в 2011 году, ее лауреатом стал Владимир Крупин.