29.05.2015 00:05
Культура

Памятник Дмитрию Шостаковичу открыли в Москве

Вчера в Москве открыли памятник Дмитрию Шостаковичу
Текст:  Сусанна Альперина Михаил Синицын
Российская газета - Федеральный выпуск: №115 (6686)
Открытие памятника знаменитому композитору у входа Московского международного Дома музыки (ММДМ) прошло вчера в рамках проекта "Посвящение Дмитрию Шостаковичу".
Читать на сайте RG.RU
Открытие памятника Дмитрию Шостаковичу

Проект осуществился по инициативе Международного благотворительного фонда П. И. Чайковского. Открытие памятника стало одним из ярких событий фестиваля искусств "Черешневый лес", который проходит в столице. Вслед за открытием состоялся концерт Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Прозвучали произведения великого композитора: Симфония N9 ми-бемоль мажор, вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии".

Козырем Дягилевского фестиваля стали неизвестные произведения Шостаковича

Что же касается памятника Дмитрию Шостаковичу, - это третья работа скульптора Георгия Франгуляна, вошедшая в программу фестиваля "Черешневый лес". Две предыдущие были открыты в 2007 и 2011 годах: сначала в венецианской лагуне недалеко от острова Сан-Микеле появилась "Ладья Данте", потом на Новинском бульваре в Москве - памятник Иосифу Бродскому...

Накануне открытия памятника Дмитрию Шостаковичу скульптор ответил на вопросы обозревателя "РГ":

Почему вы взялись за памятник Дмитрию Дмитриевичу?

Георгий Франгулян: Предложение поступило от Марка Зильберквита - президента Международного фонда Чайковского. Фонд согласовал это с Владимиром Спиваковым, потом они одобрили эскиз - и вот памятник уже стоит. Прошел год с момента замысла. Сама работа, конечно, не занимала год, но Москва - город непростой - нужно было получать разрешения, проходить художественные советы... Поддержал нас вице-мэр Москвы Леонид Печатников - спасибо ему. Но вообще нужно сказать, что содействие было везде, на всех уровнях - само имя Дмитрия Шостаковича раскрывало многие двери.

Почему памятник сделали именно таким?

Георгий Франгулян: Взялся за эту работу именно потому, что люблю музыку Шостаковича и, надеюсь, до какой-то степени ее понимаю. Идея состояла в том, чтобы создать образ Музыки. Не только самого Дмитрия Дмитриевича. Сама пластика, композиция подчинена выражению этой идеи - передать состояние его музыки. И, конечно, она повлияла на сам архитектурный контекст, в который надо было вписать памятник, - это имеет большое значение. Масштаб, размеры памятника диктуются архитектурой.

Здание Дома Музыки - в современном эклектичном стиле. Музыка Шостаковича - напряженная, пульсирующая, отразившая надломы эпохи, - как вам удалось найти компромисс?

Георгий Франгулян: Это моя профессия, и хочу надеяться, что со своей задачей я справился. Хотя, безусловно, задача очень сложна. Мне в принципе нравится, как Шостакович формирует музыку, из чего она у него складывается. Меня привлекает полифоничность и многогранность образов, которые рождаются в его произведениях. Это я и пытался пластическим языком передать - то, что мне очень близко, что делает творчество насыщенным и многослойным.

Музеи и памятники