На качественно ином уровне проблему развития туризма можно решить только путем изменения самих подходов к привлекательности полуострова. Всем заинтересованным нужно серьезно задуматься о сильных и слабых сторонах Крыма. Шансы на успешное развитие благодатной местности есть, но только если ее грамотно позиционировать. Без этого любые инвестиции будут малоэффективны.
Прежде всего нужно думать о расширении сезона и круга привлекаемых туристов. Для этого необходимо формировать "Новый Крым" и свои "фишки". Это может быть образ климатического курорта и "зеленотуристической" живописной местности. "Фишками" могли бы стать круглогодичные горно-оздоровительные комплексы, всевозможные спа-центры и т.д. Под "зеленый" бренд может подстраиваться многое: от производства живого пива и живой крымской косметики, до выращивания экологически чистой баранины и редиски и т.д.
Для "зеленой" привлекательности особо приоритетно сохранение крымской природы, варварски уничтожавшейся в последние десятилетия. Причем процесс не прекратился. В местной печати и сейчас можно встретить объявления типа: "Продается участок в парке. Уборка деревьев оплачена" или "Продается участок для строительства в заповедной зоне". Что стоит за такими объявлениями - вопрос к компетентным органам.
Всем заинтересованным также можно подумать, как привлечь тех небедных россиян, кто проводит зимние месяцы в Египте или тусуется в Болгарии (а такие сообщества уже есть). Растет и число людей (верхний слой среднего класса), прекращающих активную трудодеятельность, но обеспеченных на пенсии. В развитых странах сформировались тихие места, куда из деловых мегаполисов массово переселяются такие люди. Есть уютные города, где жизнь определяют old money (в вольном переводе - ранее заработанные деньги). Крым имеет потенциал и для такого развития.
Другой тип "фишек" может создаваться в местах для привлечения потенциально большого молодежно-тусовочного туризма. Это всевозможные развлечения - дискотеки, веселые аттракционы и т.д. Значительное количество молодо-жизнерадостных туристов существует, и, творчески используя мировой опыт, их можно привлечь и в Крым. Только о предпочтениях этой целевой группы тоже полезно подумать.
Стихийно, методом проб и ошибок процесс создания своих "крымских фишек" уже пошел. Но пока хаотично, не осмысленно и не очень быстро. Это связано с рядом причин. Экономическое состояние, доставшееся полуострову "в наследство" от Украины, оставляет желать лучшего. Инфраструктура Крыма за 23 года изрядно обветшала, но проблемы и в другом. Есть тяжкое психологическое наследие. На Украине мало кто осознает, насколько россияне уже действительно отличаются от украинцев. Это вместе с советским прошлым наложило заметный отпечаток и на Крым. Крымчане только начинают осознавать: россияне действительно уже другие. Они более жесткие, мобильные, деловые. Инфантильные "советско-украинско-крымские" будут постоянно им проигрывать. Например, в Крыму уже появилось в продаже кубанское вино, порой превосходящее качеством традиционно крымские образцы. Население полуострова в целом не страдает трудоголизмом (даже по российским меркам). Местным жителям необходимо быстрее отказаться от крымской фанаберии-ностальгии: "Мы - Крым, турист все равно приедет". Лучше оперативнее становиться более шустрыми, деловыми, российскими.
Сейчас в Крым пошел поток более обеспеченных, но и более требовательных туристов. Еще более заметно стало отсутствие клиентоориентированности - проблема, которую в Крыму нужно решать, если он всерьез хочет конкурировать за российских туристов или обеспеченных пенсионеров. Любой, кто хоть раз бывал на полуострове, знаком с определенным крымским "сервисом". При обращении к южнобережной официантке/продавщице зачастую возникает впечатление, что ты со своим салатом/халатом отрываешь человека от других каких-то чрезвычайно важных дел.
В Крыму, кроме приезжающих на заработки украинцев, на Украину обратно никто не хочет. Но и россиянами крымчане становятся не быстро. Конечно, "процесс пошел". После пары украинских уныло-застойных десятилетий проедания/разворовывания советского наследства перемены уже бросаются в глаза. Но зачастую двигателем развития являются не крымчане, а всевозможные более шустрые приезжие. Но, проигрывая конкурентам, местные должны винить только себя. Так, много магазинов в Крыму продолжают работать с часовым "обеденным перерывом" и закрываться в 19.00.
Многие крымские проблемы можно было бы решить, если местным властям и жителям действовать поэнергичнее. Например, курортная столица Ялта уже задыхается в автомобильных пробках. В центре города периодически возникает смог. Ситуацию могло бы заметно улучшить хотя бы нескольких новых подземных пешеходных переходов. Но в городе не видно признаков, усилий, прилагаемых к смягчению транспортных проблем вроде бы климатического курорта. А иным курортным поселениям заняться бы уборкой мусора для приведения себя в ухоженный вид...
Ключи к развитию Крыма: понять и действовать. Понять, в чем может быть его стратегическая привлекательность. Затем целенаправленно действовать по продвижению на рынок "Нового Крыма", особое внимание уделяя формированию деловитой смышлености и навыков работы в сервисе среди самих крымчан. Вообще всем, связанным с крымскими проблемами, есть над чем задуматься. Природный потенциал в Крыму гигантский. Только природное богатство надо беречь и разумно развивать полуостров на его основе. Тогда и результат может быть грандиозный.