Мелкими предлагается считать взятки до 10 тысяч рублей. Проблема в том, что сегодня и крупный коррупционер, и небольшой взяточник проходят по одной статье. Да, в ней целых 6 пунктов, разделяющих самые разные составы. Например, есть значительный размер: от 25 тысяч до 150 тысяч рублей.
Есть крупный и особо крупный. В свое время, кстати, появление такого разделения было признано прорывом. Однако нововведение не изменило практики, когда под суд попадают в основном за мелкие взятки.
Как пояснил вчера Вячеслав Лебедев, за 2012-2014 годы около 65 процентов уголовных дел касались именно таких сумм. Такие заявления прозвучали вчера на заседании президиума Совета судей.
Как объясняли ранее "РГ" эксперты, подход правоохранителей к выявлению, расследованию и рассмотрению в суде дел до 10 тысяч рублей такой же, как и к трем процентам дел о взятках более миллиона рублей. Иными словами, галочка и в том и в другом случае ставится одинаковая. А значит, человеку в погонах выгоднее ловить некрупную сошку. Никаких особых стимулов, чтобы связываться с серьезным коррупционером, у рядового следователя или оперативника, получается, нет. Когда же мелкие взятки будут стоять в отдельной клетке, мизерные проценты по выявлению крупных дел станут сильнее бросаться в глаза. А система отчетности устроена так, что она не терпит пустоты в ключевых графах. Так что предложение, которое высказал вчера глава Верховного суда, может серьезно изменить практику.
Кроме того, Вячеслав Лебедев предложил внести изменения в статьи 290 и 291 и сделать обязательным (сейчас оно дополнительное) наказание в виде лишения права занимать определенные должности на госслужбе. "Без альтернативы, причем на срок не менее 6 лет", - сказал Вячеслав Лебедев.