Глава городского комитета по инвестициям Ирина Бабюк рассказала, что предположительно закупят 36 трехсекционных низкопольных трамваев и обновят более 19 километров путей. Под обновлением имеется в виду замена полотна и контактной сети. В общей сложности проект обойдется в 6,3 млрд руб. Если бы проект реализовывали за счет бюджета, то один километр путей обошелся бы примерно в 80 млн руб.
Подобный проект станет пилотным в реализации новой транспортной политики, по которой власти как могут пытаются развить электротранспорт в пределах существующих финансов. Сегодня в Петербурге устарело 60% трамваев и 40% троллейбусов. Чиновники признают: денег нужно гораздо больше, чем выделяют, но приходится жить по средствам. Ожидается, что к 2020 году трамваями станут ежегодно пользоваться 211 млн петербуржцев вместо нынешних 194 млн. Для этого в городе активно ищут инвестиционные схемы, чтобы снизить нагрузку на бюджет и при этом обновить парк электротранспорта и возродить частично утраченные трамвайные маршруты.
Проект частного трамвая реализуют в Красногвардейском районе, далее власти продумают, где можно распространить этот опыт. Прежде всего это должны быть районы, где этот вид транспорта наиболее популярен, и можно было бы перераспределить часть пассажиропотока на новый трамвай.
- Мы не случайно решили начать внедрение такой схемы именно в Красногвардейском районе, потому что там проживают 350 тыс. человек. По нашим аналитическим данным, в утренние часы пик пассажиропотока достигает 10 тыс. человек в час, и семь тысяч пользуются именно трамваем, - пояснила Бабюк.
По словам чиновницы, интерес к проекту именно строительной компании очевиден: при развитии модернизированной трамвайной сети капитализация прилегающих участков повышается однозначно. Когда создается инфраструктура, рядом тут же возникает активное жилищное строительство, и стоимость квадратного метра повышается. По словам Бабюк, в Европе такая схема работает давно - девелоперы сами налаживают транспортное сообщение, понимая, где планируется строительство жилья.
Инвесторы этого проекта - строительные группы "ЛСР" и УК "Лидер". Одна компания займется привлечением финансирования и управлением проектом, вторая - непосредственно комплексной реконструкцией трамвайных путей. Ремонт контактной и кабельной сетей коснется трамвайных маршрутов, N 8, 10, 59, 64, начинающихся от Ладожского вокзала.
По словам директора ГУП "Горэлектротранс" Василия Острякова, для дальнейшего создания в Петербурге так называемого "транспортного каркаса" придется решить три основные задачи. Первая - максимально возможное выделение путей для трамваев и обособление для троллейбусов и автобусов. Такая схема обособления уже работает на двух городских улицах, и первые итоги показали, что интервал движения трамваев и троллейбусов сократился, а экономическая выгода составила 64 млн руб. для трамвайного и 136 млн для троллейбусного сообщения. Второе - новое строительство и восстановление частично демонтированных трамвайных линий. Об этом в городе говорят уже много лет, и вот теперь нанятые исследовательские институты смогли доказать экономическую эффективность восстановления путей по ряду адресов. По словам исследователей, особенно это оправдано там, где возможно соединение с наземным транспортом маршрутов метро. И третье перспективное и важное направление - строительство скоростных трамвайных линий, к чему в городе и сделали первый шаг, поддержав проект частных трамваев от "Ладожской".
К проекту отнеслись благосклонно еще и потому, что в городе неоднократно пытались восстановить уничтоженные в свое время трамвайные маршруты и развить новые. По словам депутата Законодательного собрания Ирины Ивановой, трамвай всегда являлся городским достоянием, и в этом отношении сейчас выбрана правильная политика государственно-частного партнерства.
- Экономическая целесообразность далее будет определяться как раз в соединении бизнеса и полного контроля государства, на сегодня это самое верное направление, - уточнила депутат.
По проекту предполагается создание депо - есть подходящий объект незавершенного строительства на улице Хасанской. Была идея строительства полноценного депо для большого количества трамваев, однако проект предполагал участие бюджетных средств, которые город был дать не в состоянии. Пока инвестор рассматривает, где закупать подвижной состав. Насколько быстро окупится этот трамвай, зависит от пассажиропотока. По словам Бабюк, есть понятия общественного плана, так что выгода от проекта не ограничивается только коммерческой стороной. Изначально говорилось, что срок окупаемости оставит около десяти лет. К концу мая городские власти должны будут уже подготовить проект постановления правительства о разработке конкурсной документации.