Выглядит парадоксальным, но Украина, чьих чиновников и олигархов на Западе наперебой обвиняют в коррупции, в том числе при проведении различного рода приватизационных сделок, сегодня в Европейском суде фактически отстаивает права своих коррупционеров. Даже лояльно настроенная к Киеву пресса признает: значительная часть из принудительно выкупленных руководством Крыма у прежних владельцев стратегических объектов на полуострове принадлежало крупнейшим украинским олигархам. Среди них теперь уже бывший губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, которого нынешние украинские власти обвиняют в незаконном отторжении госпредприятий и имущества в других регионах страны. А вот в Крыму представители Киева через Европейский суд по правам человека защищают его интересы, словно скупкой крымских предприятий и здравниц занимался "честный" Коломойский, а скупкой других активов на Украине руководил Коломойский-коррупционер.
Аналогичная ситуация складывается и с другим бывшим крымским "хозяином" - украинским олигархом Дмитрием Фирташем. В Киеве его обвиняют в разворовывании госимущества, в США - в даче взяток. Но принадлежавшее Фирташу имущество в Крыму украинские власти защищают грудью, требуя для него справедливой компенсации. Еще одного лишившегося части предприятий в Крыму олигарха - Рината Ахметова - на Украине также обвиняют в применении коррупционных схем. Но и его права Киев с пеной у рта отстаивает в ЕСПЧ.
Впрочем, на Украине не замечают такие казусы, когда речь заходит о возможности подогреть напряженные отношения между Европой и Москвой. Ведь в случае положительного решения Европейского суда, цитирую представительницу украинского юридического ведомства: "На сегодняшний день у России много госимущества в других странах". Очевидно, что своими исками в ЕСПЧ Киев печется не об имуществе опальных олигархов. Перед украинскими властями стоит задача до предела обострить с помощью судебных исков отношения между Россией и Европой в правовой сфере. Еще в 2010 году в опубликованной "Российской газетой" статье председатель Конституционного Суда РФ Владимир Зорькин объяснял: "Когда те или иные решения Страсбургского суда сомнительны с точки зрения самой сути Европейской конвенции о правах человека и, тем более, прямым образом затрагивают национальный суверенитет, Россия вправе выработать защитный механизм от таких решений. Именно через призму Конституции должна решаться и проблема соотношений постановлений Конституционного суда и ЕСПЧ".
Все это отлично осознают в Киеве. Но рассчитывают в случае положительного решения Европейского суда заставить законопослушные государства Европы плясать под свою дудку. И по требованию украинских властей накладывать арест на российское имущество. Очевидно, что такие шаги приведут к ответной реакции со стороны Москвы, и, как следствие, включению механизма европейской солидарности. Собственно, на Украине не скрывают сути готовящейся с применением Европейского суда по правам человека провокации в отношении России. Ее итогом в более долгосрочной перспективе может стать выход Москвы из состава Совета Европы.
Время для нового имущественного иска в Европейский Суд Киев выбрал неслучайно. Все больше стран Старого света признают и без того очевидное: введенные против России санкции не дали ожидаемого эффекта и лишь навредили Европе. К весьма любопытному заключению пришел немецкий журнал "Шпигель". Как утверждает издание, в то время, как товарооборот между Россией и Евросоюзом сократился в 2014 году на 10 процентов, а за первые два месяца 2015 года - на треть, в прошлом году товарооборот между Россией и США, напротив, вырос на 6 процентов. Но ведь именно Вашингтон требовал от единой Европы ввести санкции против Москвы, напоминает "Шпигель".
Так что, защищая имущество своих олигархов в Крыму, в том числе тех, кого на Украине обвиняют в разворовывании госимущества, Киев рассчитывает помешать обретающей все больше сторонников тенденции - восстановлению российско-европейских отношений. К этому у обеих сторон есть очевидный интерес, на фоне угасающего интереса Старого света к событиям на Украине.