Жюри из 17 музейных экспертов отбирало заявки, в результате из 286 желающих в Москве представят свои проекты 232 музея. Бюджет фестиваля в этом году сократился почти на треть, но, хочется надеяться, на качестве программ (деловой, культурной и детской - подробнее см. на сайте фестиваля), это не скажется. В этом году в фокусе внимания фестиваля будет развитие региональных музеев - прежде всего как ресурса развития территорий.
Не удивительно, что и на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, посвященной фестивалю этого года, большое внимание уделялось именно региональным проектам. В частности, из Екатеринбурга. Сергей Каменский (Музей истории Екатеринбурга) рассказал о проекте "Уралмаш: производство будущего", который обещает стать одним из интересных опытов изучения не только истории одного из крупнейших заводов (его называли "городом в городе), но и истории города. Никита Корытин (Екатеринбургский музей изобразительных искусств) упомянул о разработке проекта "Эрмитаж - Урал" и напомнил, что история отношений двух музеев имеет давнюю историю. Во время войны коллекции Эрмитажа были эвакуированы на Урал и хранились как раз в здании Музея изобразительных искусств.
Светлана Швецова (Свердловский областной краеведческий музей) сообщила о том, что впервые на фестивале будет представлен мемориальный дом-музей П.И.Чайковского в Алапаевске. Если про музей в Клину и Воткинске все знают, то Алапаевск, где композитор жил в детстве, когда его отец Илья Петрович управлял Алапаевскими и Невьянскими заводами наследников Яковлевых, известен меньше. Меж тем, уверяют, что воспоминания о пребывании в Алапаевске (хоть и недолгом, всего полтора года) вдохновили композитора на создание "Детского альбома". Как бы там ни было, дом-музей Чайковского в Алапаевске будет представлен среди музыкальных музеев. Тут, кстати, стоит упомянуть, что фестивальная экспозиция в этом году будет строиться по тематическому принципу. Музеи объединятся "по интересам": исторические - в одном блоке, литературные - в другом, музыкально-театральные в третьем… Плюс отдельно - художественные музеи, и отдельно - научно-технические. Эта тематическая планировка неожиданно дополняется двумя исключениями - по территориальному принципу.
Двадцать московских музеев (включая региональные, федеральные и частные) выступят одним блоком. В той же роли "исключения из правил" выступит Ульяновская область, которая объявлена специальным гостем фестиваля. В качестве гостя она представит проект музейно-туристического кластера, вобравшего все городские и областные музеи и профинансированного из федерального бюджета. На фестивале также должно быть подписано соглашение об открытии в Ульяновске представительства ГМИИ им. А.С. Пушкина.
"Точками сборки" культурной программы станут два юбилея - 70-летие победы в Великой Отечественной войне и 175 лет со дня рождения Чайковского, а также тот факт, что нынешний год объявлен Годом литературы. Одним из центральных событий деловой программы обещает стать форум "Музейный гид", где будет обсуждаться опыт реализации программ, победивших в конкурсах благотворительного фонда В.Потанина. В частности, "Меняющийся музей в меняющемся мире", "Музейный гид", "Музейный десант". На последнюю, впервые проводившуюся в этом году, стоит обратить внимание профи: она поддерживает стажировки музейщиков и межмузейные проекты. Но конкурс на лучший музейный проект предусмотрен и на "Интермузее". Его участники могут претендовать на победу в четырех номинациях: лучший архитектурный проект, лучший образовательный проект, лучший проект по работе с региональным сообществом, лучший музейный проект, предусматривающий развитие местного туризма.
Кроме того, вручается еще Гран-при от Министерства культуры и премия памяти Т.А. Кибальчич - лучшему музейному менеджеру года. Если говорить о международной части программы, то одно из самых ожидаемых событий - рассказ испанского куратора Фернандо Переса Суэскуна о выставке "Прикоснись к Прадо", для которой некоторые ряд шедевров живописи были переведены в формат 3D. Все для того, чтобы незрячие посетители могли почувствовать живопись кончиками пальцев. К одной из таких репродукций можно будет прикоснуться и на фестивале. О квестах в музее и самых успешных мировых проектах такого рода, расскажет американский музейщик Стивен Глейзер, автор маршрутов по многим музеям Европы и Америки. О новых технологиях в музеях прочтет лекцию Джаспер Визер, основатель нидерландского "Музея будущего". А Виллем Ян Рендерс, куратор другого голландского музея - Ван Аббе в Эйндховене, где находится большая коллекция работ Эль Лисицкого, расскажет о своем опыте работы с этой коллекцией.
Цифра
286 музеев заявили о своем желании участвовать в "Интермузее-2015".
232 музея будут представлены в "Интермузее-2015".
38 780 000 рублей - бюджет фестиваля этого года.
2 450 000 рублей - призовой фонд конкурса фестиваля на лучший музейный проект.