08.06.2015 00:23
Культура

Фонд In Artibus организовал выставку рисунков Жака Калло

"Бедствия войны" и "Страсти" Жака Калло - в фонде In Artibus
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №122 (6693)
Фонд In Artibus сделал выставку "Я хотел работать в манере Калло", где можно увидеть 70 офортов и рисунков Жака Калло и его современников и последователей, предоставленных частными коллекционерами. Многие из этих работ не так давно были в собрании графики венской "Альбертины".
Читать на сайте RG.RU
В фонде "Екатерина" показали китайское искусство

В манере Жака Калло хотели работать многие - не только немецкий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман, чья цитата из эссе, посвященного Калло, дала название выставке. Среди его последователей числят даже Рембрандта, собиравшего гравюры Калло, и Домье, и Гойя... Именно поэтому рядом со знаменитыми сериями Калло "Большие Страсти" и "Малые Страсти", "Танцы Сфессании", "Бедствия войны", "Кающиеся" можно увидеть гравюры и рисунки итальянских и французских художников...

Но не менее важно, что в манере Жака Калло, фантазийной, дерзкой и строго взвешенной, в чьих гравюрах каждый штрих как точный укол шпагой в сердце, решились работать кураторы проекта. В качестве проводников в мир Калло они выбрали, кроме Гофмана, еще и Гоголя, и Хармса. Это выбор экстравагантен лишь на первый взгляд. Дело не только в том, что печальный гротеск и алогизмы поэзии обэриутов перекликается с мистической гоголевского "Портрета" и грубоватой экспрессией комедии дель арте, героев которой запечатлел в "Танцах Сфессании" Жак Калло... Рифмуются не только приемы, перекликаются, аукаются эпохи, пришедшиеся на разлом времен, когда устоявшаяся, привычная жизнь летит в тартарары. И этот самый Тартар из затасканной метафоры оборачивается реальностью, в которой действительное никак не втискивается в рамки разумного. Жаку Калло повезло жить в эпоху перемен: пол-Европы с 1618 года по 1648 год сражалось в бесконечной тридцатилетней войне, закончившейся не потому, что кто-то победил в очередном сражении, а потому, что сил воевать не было уже ни у одной из сторон. Но ее обескураживающего финала Калло не пришлось увидеть. Он умер в 1635-м, успев сделать большие офорты "Осада Бреды" для инфанты Изабеллы, правящей в Нидерландах, и "Осада Ла Рошель" для французского короля Людовика XIII. Но отказавшись наотрез от чести увековечить взятие французами родного города Нанси.

Открылся музей "бездомного" художника Анатолия Зверева

Фактически кураторы проекта выстроили сложную систему "приближений" к художнику XVII века: через Хармса - Гоголя - Гофмана - к жутковатому гиньолю Калло, запечатлевшего "фантазии" века с подробностью прилежного рассказчика и строгой сдержанностью свидетеля на Страшном суде. Они как бы перевернули привычную стрелу времени, оборотив вектор взгляда в обратную сторону, от ХХ века в XVII столетие. При этом перспектива как бы сжимается, остаются два-три разновременных плана. Фактически этот прием повторяет композиционный ход самого художника, рифмовавшего первый план и дальний или сталкивавшего его в контрастах. Не зря оптику его взгляда знатоки сравнивают с оптикой перевернутой подзорной трубы.

Но для начала ему понадобился контраст разных планов. Так, комедиантов, изображающих неаполитанцев, пляшущих до упада, Калло вычертил в твердом лаке на медной пластине будущего офорта, не упустив ни пугающих костюмов, ни вульгарных жестов. А главное - не забыв на заднем плане обрисовать подмостки уличного театра, толпу зевак, тонкий абрис южного города с силуэтом башни. Художник словно удваивает сюжет, рифмуя передний план и дальний, а то и выстраивая почти зеркальные отражения. Нет, не о перспективе ренессансной картины идет речь. Перед нами - словно две лупы, меняющие точку зрения.

Вот эта-то смена точки зрения понадобилась Калло и в серии "Бедствия войны", и в офортах, посвященным страстям Христовым. Сюжеты, которые могли бы быть развернуты в многочастных панно или картинах, Калло вписывает в маленькое пространство в пол тетрадного листа. Ты приближаешься к нему, не подозревая, что это - воронка, которая затягивает взор. Художник фокусирует взгляд, вроде бы ничего для этого не делая, просто уводя его в глубь стройной композиции листа. Там леденящие подробности поджидают нас, как разбойник с большой дороги. В белизне абриса упавшего под тяжестью креста Спасителя или силуэте жертвы солдатни, ворвавшейся в крестьянский дом. Калло не заставляет нас смотреть, но он заставляет увидеть. Примерно так же, как когда-то Элем Климов в фильме "Иди и смотри". И поэтому название статьи в каталоге "Жан Калло как актуальный художник" не кажется странным. От ХХ века до XVII, оказывается, рукой подать.

Живопись