08.06.2015 00:23
Культура

Премия "Нацбест" досталась писателю Сергею Носову

"Нацбест" вручили Сергею Носову
Текст:  Елена Боброва
Российская газета - Столичный выпуск: №122 (6693)
В воскресенье в Петербурге вручили литературную премию "Нацбест-2015". Победителем стал петербургский писатель Сергей Носов...
Читать на сайте RG.RU
В Москве объявили "длинный список" премии "Просветитель"

Надо отдать должное "Нацбесту" - эта премия с самого своего рождения ловко балансирует на грани скромности и скандальности, без которой любое событие сегодня рискует остаться незамеченным. На этом литературном "шоу" под управлением критика всего и вся Артемия Троицкого случалось всякое: хлопали дверьми и свистели, скандировали партийные лозунги соратники Лимонова, случались литературные мистификации. Так что, отправляясь на церемонию, втайне ожидаешь чего-нибудь этакого. Впрочем, не в этот раз: номинанты и их романы и члены малого жюри были вполне респектабельны. Тем более что был совершенно очевидный фаворит нынешней гонки - Сергей Носов, исследующий "мелкие формы жизни" в стиле магического реализма. От Большого жюри его фантасмагорический роман "Фигурные скобки" получил 19 баллов. Остальные номинанты получили по 6 и 5 баллов.

Шорт-лист "Нацбеста" этого года круто замешан на ностальгии. Полвека советской истории охватывает и "Горби-дрим" Олега Кашина, и роман-метафора Александра Снегирева "Вера". Татьяна Москвина в "Жизни советской девушки" создала автопортрет на фоне реалий ленинградского быта 60-80-х годов, а Анна Матвеева в своем сборнике "Девять девяностых" рассказала о злых бандитских 1990-х на Урале. Второй мотив шорт-листа - гендерный. Или, по словам члена малого жюри, лидера "Бахыт-Компот" Вадима Степанцова, "бабьи слезы".

Каким запомнился Михаил Шолохов своим близким

Наконец, еще один мотив - "конспирологический". Мелькнув в "Девять девяностых", он расцвел пышным цветом в "Горби-дрим" Кашина, псевдодокументальной фантасмагории о том, как сам Сталин поручил Горбачеву подготовить безболезненный распад СССР: "Это для дурачков Советский Союз, а для нас с тобой - уродливое детище Версальского договора". С романом Кашина неожиданно перекликается книга журналиста из Владивостока Василия Авченко "Кристалл в прозрачной оправе", с подзаголовком "лирические лекции о воде и камнях". Рассказывая про воду, камни, рыб и людей, живущих в Приморье, Авченко раскрывает мир и философию родного края, а попутно замечает, что "стране хорошо иметь большую территорию и акваторию", такая страна самодостаточна, как кристалл...

Без фантасмагории не обошелся и Сергей Носов. В его романе "Фигурные скобки" герой попадает на "конгресс микромагов" с безумными некромантами, пожирателями времени. К тому же у него оказывается тетрадь с описанием опыта переселения душ. Короче, как охарактеризовал книгу Троицкий, это помесь "Записок сумасшедшего" Гоголя, "Замка" Кафки и рязановского фильма "Гараж".

Таков расклад был на нынешнем "Нацбесте". И... сюрприза не случилось - победил Сергей Носов (в одном шаге от него остановилась Татьяна Москвина). Как заметил член Малого жюри Ефим Шифрин, если книги остальных конкурсантов можно назвать литературой, то роман Носова - настоящим искусством, за которым стоится вся громада русской литературы.

Литература