Обаянию фильма Станислава Говорухина "Конец прекрасной эпохи" по мотивам "Компромисса" Сергея Довлатова сложно было противостоять. Хотя как к фильму открытия 26-го "Кинотавра" зрительские требования к нему, как всегда, были повышенные. От Говорухина ждали, наконец, фильма-хита, получили фильм-настроение. В черно-белой ретропалитре ("цветной фильм со временем стареет, а черно-белый и в 2040 году будет смотреться точно так же", - уверен режиссер), с подкупающе ясными отношениями киногероев, с фокусом, который всем бы хотелось повторить, но мало кому удается. У двух продюсеров - самого Говорухина и Екатерины Маскиной ("Киностудия "Вертикаль") за четыре месяца съемок в Таллине, Санкт-Петербурге и в павильоне в Москве получилось воспроизвести на съемочной площадке и передать в кадре легкость прозы Сергея Довлатова - во-первых, а во-вторых - стилистику времени конца шестидесятых. Будто фильм был снят в ту пору, но без цензуры.
На вопрос, в чем разница между сегодняшним днем и концом 60-х годов, Говорухин объяснял: люди были совсем другие.
Удачный кастинг здесь нужно отметить отдельной строкой. Другие люди, с другими мыслями (Двадцатый съезд!.. Первый спутник! Человек в космосе!.. Поэты-шестидесятники!.. Новые театры - "Современник", "Таганка"!..), другими лицами смотрят на нас с экрана другими глазами. Как будто из фотохроники 60-х годов, которую отличить от сегодняшней можно безошибочно. Главного героя - журналиста с судьбой, похожей на довлатовскую, играет молодой актер Иван Колесников, которому удалось (sic!) уловить харизму Сергея Довлатова. Из его уст шутки писателя звучат настолько органично, будто только что им самим придуманы. А поведение в кадре настолько естественно, что - это из высшего актерского пилотажа - грань между игрой и обычным поведением человека совершенно неотличима. Партнеры у Ивана Колесникова более чем достойные: Светлана Ходченкова, Дмитрий Астрахан, Борис Каморзин...
Но от довлатовских "Компромиссов" пора переходить к оцененной на фестивале бескомпромиссности.
Открытие XXVI российского кинофестиваля "Кинотавр" в СочиСама церемония открытия 26-го российского кинофестиваля "Кинотавр" в Зимнем театре в Сочи прошла по официальному лаконично. Зачитали приветственные телеграммы фестивалю от Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Валентины Матвиенко и Владимира Мединского. Под барабанную дробь получили блицпредставление о конкурсных фильмах и поаплодировали самым многочисленным за историю "Кинотавра" составам жюри. В основном конкурсе председатель - Алексей Учитель; его вкусы и предпочтения в этом году будут главными. "Мы будем добрыми, ценить будем талант, хотим смеяться, плакать и переживать, и прошу на нас не обижаться после объявления результатов - это будет всего лишь наше мнение, мнение восьми человек", - попросил он заранее. Продемонстрировали несколько историй успеха, напрямую связанных с "Кинотавром". Например: Иван Твердовский-младший: 24-й "Кинотавр" - победитель конкурса короткого метра, 25-й "Кинотавр" - участник и призер основного конкурса с дебютным полным метром "Класс коррекции", за который в течение года он получит награды также и нескольких международных кинофестивалей, и 26-й "Кинотавр" - член жюри.
Далее приветствовали руководство фестиваля - председателя попечительского совета Федора Бондарчука, сопредседателя (с этого года) Марианну Сардарову и президента "Кинотавра" Александра Роднянского, напомнившего ключевые страницы истории: "В девяностые "Кинотавр" фактически заменил кинопрокат, в нулевые открыл новую волну в отечественном кинематографе". И в настоящие годы продолжил миссию крупнейшего российского кинофорума, в концентрированном виде за одну неделю в Сочи дающего самую полную объективную картину состояния дел в отечественной киноиндустрии.
И поздравили первого лауреата "Кинотавра" Вадима Абдрашитова с призом "За художественную и гражданскую бескомпромиссность", по его словам, чтобы достичь этого в жизни и творчестве, не так уж много и требуется от режиссера: "Я делаю то, что интересно мне, и дружу с теми, кого уважаю и люблю. Вот и все".