Всякий раз, когда на заседаниях Совета по гуманитарному сотрудничеству СНГ и Правления МФГС обсуждаются возможные города-кандидаты, возникают неизбежные дискуссии, связанные с различным пониманием того, зачем вообще затевался весь этот проект. По сути, да и по форме, он повторяет программу "культурные столицы Европы", которая реализуется в рамках Евросоюза три десятилетия. Она родилась в 1985 году по инициативе греческой актрисы Мелины Меркури. Первой культурной столицей Европы стали Афины, колыбель европейской цивилизации. Но смысл программы состоит не в том, чтобы в очередной раз восхититься многообразием художественной жизни столичных городов, их великим наследием и впечатляющим настоящим. Она создавалась для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному городу, активизировать деятельность местных властей в поддержке учреждений культуры и искусства.
Поскольку европейская программа по формальным признакам не выходит за пределы ЕС, и страны СНГ не могут в ней участвовать, в начале нынешнего столетия по инициативе Сергея Кириенко, который был Полномочным представителем Президента России в Приволжском федеральном округе, был опробован своего рода пилотный проект "культурная столица Поволжья". Он дал мощный импульс развитию творческой жизни многих волжских городов. До сих пор вспоминаю, как вместе с Геннадием Матвеевым, который дважды в новой России был министром транспорта, и Николаем Федоровым, в ту пору президентом Чувашии, мы в рамках этого проекта в 2003 году открывали замечательную программу "Музыка на вокзалах", которая потом прижилась в разных городах округа. Именно тогда у Сергея Морозова губернатора Ульяновской области родилась честолюбивая идея сделать свой родной город культурной столицей России. Он, замечу, немало преуспел в этом, проведя несколько важных международных форумов, собиравших выдающихся деятелей мировой культуры, превратил Ульяновск, родину В.И. Ленина, в центр "красного туризма", при этом воссоздав все реликвии Симбирска.
Культура, ее развитие могут быть локомотивом, который способен вытянуть экономику региона, - это не утопия мечтательных русских интеллигентов. В последние десятилетия ХХ века наилучший результат в этом смысле показали практичные британцы, превращая промышленные центры в города, процветающие благодаря "креативным индустриям". И не только они, - к примеру, Бильбао, столица Страны басков в новейшие времена обеспечила туристический бум благодаря открытию в 1997 году филиала нью-йоркского музея Гуггенхайма.
Словом, когда готовили проект "культурная столица СНГ", опирались на международный опыт, который позволял избежать многих ошибок. К тому же, в отличие от европейцев, у граждан разных стран, образовавшихся на постсоветском пространстве, есть многовековая история совместной жизни. И в этой истории немало замечательных страниц. Правда, надо понимать, что за четверть века, прошедших после самороспуска СССР, наши связи приобрели новое качество. Локальные конфликты развели некогда мирно живущие народы. У каждой страны сформировались свои интересы. На свет появилось два новых поколения, у которых вообще нет общих ностальгических воспоминаний. Потому хочется пригласить гостей туда, где есть, что показать. Причем, не только исторические памятники, но и современную художественную жизнь. Иначе трудно доказать свою привлекательность для соседей, да и не только для них.
И у меня нет сомнений в том, что именно Воронеж способен удивить разнообразием своих творческих притязаний любую, самую взыскательную публику. За минувшие шесть лет, за годы губернаторства Алексея Гордеева, который собрал серьезную команду современных управленцев, область сумела стать динамично развивающимся регионом нашей страны. Сегодняшнее бытие Воронежской губернии - это не "положительный образ" России, но положительная реальность, которая могущественнее любых мифологем. И именно об этой впечатляющей реальности на пресс-конференции 6 июня говорили лауреаты Межгосударственной премии "Звезды Содружества", которую на этот раз впервые вручали не в Москве, а "культурной столице СНГ-2015 г.". В их словах не было протокольной вежливости. Было видно, что азербайджанский прозаик Чингиз Абдуллаев, армянский актер Рафаэль Котанджян, ректор Казахской национальной академии искусств Бибигуль Нусипжанова, солист Кишиневского театра оперы и балета Михаил Мунтян, художник-дизайнер Динара Чочунбаева из Киргизии, титулованные и многое повидавшие на своем веку люди, по настоящему взволнованы встречами и с коллегами, и со студенческой молодежью. Они стали благодарными свидетелями многочисленных и разнообразных событий в рамках Пятого Платоновского фестиваля искусств, фестиваля, которым может гордиться любая столица мира.
Похоже, именитых гостей Воронежа объединили на этот раз не только воспоминания о светлом прошлом, но и надежды на светлое будущее, которое они сумели разглядеть в настоящем.