Когда-то именно в Ле Бурже широкой публике впервые были представлены Boeing-747 и Concorde, истребитель Mirage F1, космический челнок Enterprise и беспилотный летательный аппарат.
Наша страна традиционно принимала участие в этом салоне еще с первой половины ХХ века. С 1957 года СССР, а затем РФ - постоянные участники Paris Air Show. И немало международных премьер самых передовых отечественных разработок в области авиа- и ракетостроения состоялось именно здесь.
В Ле Бурже были и трагические случаи. В 1973 году на авиасалоне во время демонстрационного полета разбился наш Ту-144, погибли все 6 членов экипажа. Потом наши самолеты падали еще дважды - в 1989-м МиГ-29 и в 1999-м Су-30. Оба раза пилотам удалось катапультироваться. (Трижды бились и американцы - дважды бомбардировщики В-58 и один раз штурмовик А-10. Все катастрофы - со смертельными исходами).
1990-е годы были не лучшими для нашей промышленности. Но как раз они стали звездными для России в Ле Бурже. Тогда в небе Франции летали новейшие истребители, невероятные пилотажные возможности демонстрировал боевой вертолет Ка-50. Своим мастерством покоряли пилотажные группы "Русские витязи" и "Стрижи".
Потом участие летающих машин пошло на убыль. Тем не менее, каждый год Россия участников и гостей салона чем-то удивляла. В 2013 году, например, состоялись сразу три мировых премьеры. Были показаны на стоянках и в полете новейший истребитель Су-35, новейший учебно-боевой Як-130 и двухместный ударно-разведывательный вертолет Ка-52 "Аллигатор". А среди гражданских лайнеров выделялся наш "Сухой Суперджет 100" в раскраске одной из мексиканских авиакомпаний.
В этом году участие России будет скромнее. И не потому, что нам нечего показать. Санкции подрезали крылья. В Ле Бурже решено не выставлять никаких натурных образцов, чтобы не навлекать лишний раз гнев Вашингтона на организаторов Paris Air Show 2015, которые, кстати, не изменили своего доброжелательного отношения к нашей стране. (Специально прилетев не так давно в Москву, чтобы поддержать, как он выразился, "российских друзей", президент авиасалона в Ле Бурже Эмирик д'Арсимоль не побоялся заявить, что "дружба познается в беде" и подчеркнуть, что он по-прежнему считает Россию крупнейшей авиакосмической державой).
Так вот, нашу страну на авиасалоне в этом году "вживую" будет представлять лишь Sukhoi Superjet 100 в ливрее мексиканской авиакомпании Interjet. Сегодня в Мексике летают 15 таких машин. Еще две готовы к отправке заказчику после покраски, которая проходит в Венеции. Один из покрашенных "Суперджетов" и прилетел показать себя в Ле Бурже. Мексиканцы очень довольны российским самолетом, который стал там настоящим воздушным извозчиком, причем весьма комфортабельным. Всего Interjet заказал 30 самолетов Sukhoi Superjet 100.
В рамках салона намечены переговоры с новыми потенциальными заказчиками SSJ100, а также с разработчиками, производителями и поставщиками авиационного оборудования, представителями европейских сертификационных органов.
И еще один момент. Как известно, прошлогодний авиасалон в британском Фарнборо был омрачен массовыми отказами в выдаче виз для российских участников, что в немалой степени дезорганизовало работу наших экспонентов и журналистов. Но организаторы заверили, что в Ле Бурже такого не повториться. "Согласно традициям Франции, если мы приглашаем гостей, то отвечаем за свое слово и гостеприимство", - пообещал глава авиасалона Эмерик д’Арсимоль.