Во-первых, предлагается ограничить количество коммуникаций взыскателя с должником до двух раз в день, вне зависимости от того, занимается ли взысканием сам банк или МФО или они передают это коллектору. "Это барьер, чтобы не звонили по 60-80 раз в день", - сказал Климов. По его словам, с нецивилизованными методами взыскания задолженности сегодня часто сталкиваются те, кто вообще никаких долгов не имеет. Это люди, которые оказались покупателями "нехорошей квартиры" или их просто указали в качестве коммуникаторов в договоре, по которому происходит взыскание.
Во-вторых, предлагается установить прямой запрет на распространение информации о долге третьим лицам. По словам Климова, должники часто жалуются на то, что коллекторы звонят им на работу, рассказывают о долге родственникам и даже ходят в школы и детсады. Законодательство о банковской тайне предусматривает ответственность за разглашение такой информации (вплоть до уголовной), но практики привлечения к ней взыскателей нет. Наконец, третья новелла связана с обязанностью взыскателей хранить информацию обо всех коммуникациях с должником в течение года. Это срок, в течение которого может быть наложено административное взыскание, и правоохранительные органы смогут запросить информацию.
По мнению Климова, рынку взыскания нужен отдельный отраслевой закон. "Коллекторский рынок растет впечатляющими темпами. Общий объем просрочки около трлн руб., за первый квартал этого года на взыскание третьим лицам было передано 200 млрд руб. Это огромный рынок, который сегодня находится без спецрегулирования, и это серьезная проблема. Деятельностью по взысканию фактически может заниматься кто угодно, нет никаких требований ни к учредителям, ни к руководителям, ни к персоналу", - отметил Климов. Сейчас, по его словам, на площадке Общероссийского народного фронта (ОНФ) завершается работа над законом, который определит, что это за деятельность, кто может ей заниматься, какова ответственность и т.д.
Свой проект закона есть и у Совета Федерации, рассказал член Комитета верхней палаты по бюджету и финансовым рынкам Олег Казаковцев. В нем устанавливаются общие правила - например, коллекторские агентства должны быть объединены в СРО, надзор предполагается отдать ЦБ, он же будет вести реестр агентств. Установлены требования к уставному капиталу - минимум 30 млн руб., а также страховая ответственность на уровне 5 млн руб. Кроме того, по мнению эксперта, на рынке взыскания речь не должна идти только о потребкредитах, коллекторы должны работать и с долгами за ЖКХ, услуги связи, и со штрафами. С последним не согласен Виктор Климов: "Услуги ЖКХ -- это такие же отношения между гражданином и компанией, и сегодня никто не запрещает привлекать коллекторов к взысканию таких долгов. Но в случае штрафов речь идет о взысканиях в пользу государства, и это мы пока не готовы передавать на свободный рынок. Думаю, что дискуссия по этому поводу будет серьезная".
Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Алексей Саватюгин напомнил, что судебные приставы часто жалуются на огромный объем взысканий по небольшим искам и сами готовы отдать эту нагрузку частным коллекторам. Инфраструктура для этого есть, и сами коллекторы готовы это делать. Вопрос в том, надо ли это делать прямо в этом году или начать эксперимент по отдельным регионам. Что касается предложений ОНФ, по словам Саватюгина, вопрос об ограничении контактов с заемщиком до двух раз трудно администрируется. С этим согласен и советник президента Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев. По его словам, введение административных ограничений должно быть зеркальным, то есть если они действуют для коллекторов, должны действовать и для должников (например, ответственность за предоставление ложных сведений о себе, за избегание контактов и т.д.).