Определение суда связано с иском "Мурманского тралового флота" к Росрыболовству. Истец требует признать незаконными действия федерального органа по установлению порядка сбора и рассмотрения заявок российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление вылова в исключительной экономической зоне Королевства Марокко, а также обязать Росрыболовство рассмотреть заявки российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление вылова в исключительной экономической зоне Королевства Марокко.
Иск был подан 4 июня, после того, как в мае этого года рыбное ведомство на своем сайте опубликовало информационное сообщение, согласно которому поступившие заявки предполагалось направить в Департамент морского рыболовства министерства сельского хозяйства и морского рыболовства Королевства Марокко, при этом предварительного отбора заявок Росрыболовством не предполагалось.
Положение, в которое Росрыболовство само себя поставило на этот раз, можно назвать, мягко говоря, двусмысленным. Можно сказать, что Федеральный орган Российской Федерации попытался переложить обязанности по распределению квот на королевство Марокко. Тема очень больная и с далеко идущими последствиями, поскольку происходящее заставляет сомневаться, а следит ли Россия за соблюдением своего суверенитета, коль ее государственные ведомства готовы отдать полномочия по распределению квот другим странам?
В прошлом году по данным СМИ вынуждена была вмешаться Федеральная антимонопольная служба (ФАС), поскольку Росрыболовство пыталось отдать распределение квот унитарному предприятию "Нацрыбресурс", не владеющему ни одним подходящим для промысла у западного побережья Африки судном. Кстати, сейчас, как рассказали "РГ" в ФАС, решается, кто именно будет нести ответственность за подобную инициативу. "Это будет кто-то из руководителей Агентства", заявили в антимонопольной службе.
Но предыдущие ошибки, как видно, ничему не учат.
Суть нынешней истории такова: в конце мая Росрыболовство опубликовало информационное сообщение, устанавливающее порядок участия рыболовецких компаний в вылове морских биоресурсов в марокканских водах. В этом сообщении открытым текстом было указано, что все полученные от российских рыбаков заявки будут отправлены прямо в Рабат. Ни о каком предварительном отборе заявок силами Росрыболовства речи не шло. Мол, пусть марокканцы сами разбираются, какие российские суда пускать к себе, а какие - нет.
На первый взгляд, казалось бы - ну и что такого, действительно, пусть марокканская сторона беспристрастно решит, кому ловить рыбу в ее 200-мильной исключительной экономической зоне, тем более что квота предполагает участие всего лишь 10 судов, а желающих - 19.
Но марокканцам российские проблемы не нужны. Все, что их беспокоит - чтобы из Москвы пришел утвержденный список судов и были перечислены деньги за право на добычу гидробионтов. В результате же действий Росрыболовства получается, что российская сторона сама не в состоянии решить, кому давать квоты. В Рабате такое поведение вызывает настороженное удивление и сомнения в компетентности российских партнеров. И если так будет продолжаться и дальше, то наши рыбаки вполне могут вообще лишиться возможности добывать сардину, скумбрию, анчоусов и ставриду в водах Марокко, потому что кому нужен партнер, не способный выполнить свою часть работы?
Рабат от ухода российских траулеров не пострадает - к нему давно стоит очередь из рыбаков Евросоюза и Китая. А те дружеские отношения, что питает марокканская сторона к России, обусловлены, скорее, историческими причинами и памятью о взаимоотношениях с СССР, нежели нынешним состоянием дел. Потому как в настоящее время, если говорить о рыболовецкой сфере, в отношения с Марокко периодически подмешивают ложки дегтя. Достаточно вспомнить историю с траулерами российской компании "Севнаучфлот", которая по данным СМИ, не расплатившись за выловленную рыбу, покинула зону Марокко.
- В действиях Росрыболовства, возможно, существует системная проблема, - считает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин. - Надо было заранее готовить все изменения, разрабатывать порядок выделения квот, а не загонять самим себя в патовую ситуацию. Может, нынешнее судебное разбирательство чему-то научит ведомство...
Впрочем, оптимизм пока, кажется, преждевременен. Заседание московского арбитражного суда назначено на 26 июня. Какие аргументы подготовит к этому времени Росрыболовство, чтобы оправдать свои действия, остается только гадать. Но ясно, что быстрым разбирательство не будет, а этот год, скорее всего, уйдет на судебные тяжбы, что может привести к убыткам российских рыбопромысловых компаний. А недовыловленную в марокканских водах рыбу наши дистрибуторы закупят за рубежом - такое вот импортозамещение.
Российские рыбаки стали регулярно вести рыбный промысел в марокканской исключительной экономической зоне с 1978 года, когда было подписано соглашение между Москвой и Рабатом. С тех пор стороны ежегодно согласовывают объем вылавливаемой рыбы. С 2013 года, например, запланировано к вылову 100 тысяч тонн в год.
Но что толку от этих квот, если каждый год меняются правила игры? В результате рыбаки не могут приспособиться к ним, не успевают подать заявки, как это было в 2014 году с "Нацрыбресурсом". Тогда по данным СМИ первые претенденты на получение квот (10 рыболовных судов) успели перечислить деньги из расчета 555,7 тысячи долларов за судно на счет унитарного предприятия в течение часа после публикации оферты. Остальные оказались за бортом.
Интересно, что было бы в этом году, если бы деятельность Росрыболовства не попала в поле зрения судебных органов? Каким бы образом марокканская сторона стала бы распределять квоты среди российских рыбаков? По совету представительства Росрыболовства в Марокко?