16.06.2015 13:11
Экономика

В Ле Бурже представили тренажер для пилотов самолетов будущего

Текст:  Сергей Птичкин Игорь Черняк
На авиасалоне в Ле Бурже был представлен новейший тренажер для подготовки пилотов пассажирских самолетов будущего. Он вызвал интерес как технических специалистов, так и пилотов гражданской авиации.
Читать на сайте RG.RU
В Ле Бурже показали тренажер для пилотов самолетов будущего

В настоящий момент в России продолжаются работы над магистральным самолетом МС-21. При этом идет не только проектирование лайнера, но и создание новейших комплексов технических средств обучения авиационного персонала по этому самолету. Это важный элемент будущей подготовки и переподготовки авиационного персонала, который будет эксплуатировать новые самолеты.

Ле Бурже показал: интерес к авиапрому РФ не ослаб

Планируется использовать современные технические средства обучения, разработанные на базе перспективных информационных и компьютерных технологий. Тренажеры разрабатываются при участии первого заказчика и будущего эксплуатанта МС-21 - компании "Аэрофлот". Они создаются в соответствии с международными стандартами с использованием современных отечественных технологий и с участием ведущих мировых производителей комплектующих. Кстати, впервые в отечественном самолетостроении идет параллельное проектирование воздушного судна и тренажеров для него.

В ходе подготовки летного персонала планируется использовать учебный компьютерный класс, тренажер изучения процедур работы с вычислительной системой самолетовождения, процедурный тренажер, а также комплексный (полнопилотажный) тренажер.

Практически все, садившиеся в кресла пилотов на новом тренажере, стремились "попробовать в деле" одно из новшеств МС-21 - боковую ручку управления с обратной связью, объединяющую в себе преимущества традиционного штурвала и функциональность боковой ручки. Раньше, когда штурвалы пилотов были механически связаны между собой и с рулевыми поверхностями самолета, а при работе автопилота перемещались рулевыми агрегатами автопилота, то оба летчика по усилиям на штурвалах отслеживали действия друг друга, а по перемещению штурвалов могли эффективно контролировать работу автоматики.

Superjet 100 доказал, что отечественный авиапром давно вышел из кризиса

С внедрением же в гражданскую авиацию "пассивных" боковых ручек управления, значительно улучшивших габаритные, весовые и эргономические характеристики органов управления и кабины экипажа, эта информированность пилотов была потеряна. Теперь она воссоздается на новом уровне. Взаимосвязь ручек управления по усилиям и по положению восстанавливает тактильную и визуальную информацию пилотов о действиях коллеги, а связь положения ручек с работой автопилота возвращает возможность контроля работы автоматики.

По словам летчика-испытателя Героя России Романа Таскаева, активные боковые ручки управления действительно делают полет более безопасным, так как система позволяет пилотам эффективнее отслеживать действия друг друга и корректировать их в случае необходимости. Работу системы уже проверили во время наземных испытаний.

Сказанное выше, это сухая констатация особенностей нового тренажера. А на салоне в Ле Бурже было видно, как сегодня управляется пассажирский авиалайнер. Это похоже на компьютерную игру, где команды подаются при помощи джойстика. МС-21 действительно будет легким в управлении, но в то же время его пилоты не утратят ощущения тяжелого самолета. Это, кстати, проблема очень серьезная. С одной стороны, современная электроника и новейшие технологии позволяют управлять огромными воздушными судами, можно сказать, усилиями двух пальцев. Но другая сторона этой легкости - потеря обратных связей и чувственного контроля за полетом самолета. Так вот, МС-21 пилотировать будет легко, но летчики все равно почувствуют те усилия, которые испытывают рули управления.

Путин: Россия получит 100-120 контрактов на самолеты МС-21

На показанном тренажере это ощущалось в полной мере. Посидеть за джойстиками его управления хотели многие. Первый заместитель руководителя госкорпорации "Ростех" Владимир Артяков очень эффектно и в то же время технически грамотно "порулил" МС-21 и сумел без проблем "пролететь" над Москвой. А потом еще и совершить достаточно мягкую посадку. Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь тоже посидел в кресле командира воздушного судна, и он также прекрасно пилотировал МС-21.

Однако настоящий восторг испытали профессионалы - пилоты ведущих мировых авиакомпаний. Им очень понравился тренажер, и можно сделать вывод, что и будущий российский самолет. Он обещает быть легким в управлении и очень надежным в эксплуатации.

Глава корпорации "Иркут", где создается лайнер будущего, Олег Демченко отметил, что все работы по МС-21 идут в плановом режиме. По его словам, санкционные ограничения никак не повлияли на достаточно развитую международную кооперацию, в рамках которой рождается проект этого лайнера.

Авиатранспорт ОАК