Последние работы биологов дают ответ: метод постройки хотя частично должен быть записан в генах животных и передаваться по наследству. Эти эксперименты были сделаны на давних подопытных науки - грызунах. Белоногие и полевые хомячки живут в разных частях Америки и никогда не встречаются. Белоногие роют короткие одиночные туннели, а полевые - длинные с выходом для спасения. Ученые скрестили эти два вида. Что же стало рыть потомство? Выбор поразил биологов. Они ожидали, что формы домов будут сочетанием двух вариантов. Однако гибриды упорно копали только вариант норы полевых хомячков: длинные и с запасным выходом. То есть по наследству передавались два гена полевого хомячка: один определял длину норы, второй - выход на поверхность.
Но ученые пошли дальше. Они скрестили этих гибридов с белоногим хомячком. И теперь половина потомства рыла запасной выход, а половина нет. Вывод? Длина туннеля и запасной выход наследуется теми или иными генами, точно так же, как, например, цвет глаз у людей. Более того, ученые определили группы генов, которые у грызунов участвуют в строительстве.
Но если у большинства млекопитающих и птиц жилища довольно примитивны, то у многих насекомых это настоящие шедевры архитектуры. Особенно поражают термитники, в которых есть части, которые, на первый взгляд, вообще не выполняют никаких функций. Например, пустые камеры долгие годы казались явным архитектурным излишеством. И только недавно немецкие ученые раскрыли их секрет, они оказались "легкими" термитника. Это по-настоящему инженерное решение поразило ученых.
Неужели эта конструкция заложена в генах термитов? Конечно, нет. По версии ученых, в генах каждой особи закодированы очень простые правила поведения, но в совокупности они позволяют создавать сложнейшие конструкции. Как? Ответ ученые ищут, создавая математические модели, чтобы показать, как на основе простых правил для отдельной особи все вместе они создают термитник. Скажем, "кирпичики" могут нести с собой феромоны, стимулирующие на строительство. Один рабочий кладет в стену пропитанный феромоном кирпич, его запах привлекает другого, и он укладывает свой "кирпичик" рядом.
Но почему термиты делают пустые камеры? Где в генах записана эта технология? Ведь каждая особь не знает, что она строит, какой план. Но есть какие-то очень простые общие правила, которые заставляют их действовать строго по плану. И ученые стремятся понять этот механизм. Что касается высших приматов, то у них, по мнению ученых, картина иная. У них вообще нет строительного гена. По сути, жилище им не требовалось. Хватало листьев, чтобы выстелить "постель". А наши далекие предки обходились пещерами и примитивными жилищами, которые строили из всего, что попадалось под руку: глины, палок, листьев и т.д.